Есть такие отрасли экономики, которые напрямую обеспечивают комфорт существования населения любой страны. Жители России, к примеру, еще хорошо помнят, как отравлял их повседневное существование дефицит многих «товаров народного потребления».
Тогдашняя легкая промышленность с точки зрения глобальных экономических показателей вроде бы функционировала вполне уверенно, а вот с точки зрения рядового потребителя – из рук вон плохо. И в домах вроде все было, и голыми-босыми не ходили, а удовлетворения от такой продукции отечественного легпрома было каким-то натужным.
Неслучайно в постсоветские годы в России стали бурно развиваться в первую очередь кооперативы, которые выпускали столь дефицитные товары – одежду, обувь, товары для дома и т.д. Но прошло уже немало лет, и, казалось бы, ситуация должна стабилизироваться в том числе и в такой важнейшей для народного благосостояния отрасли. Но так ли уж все хорошо? И насколько сильный удар по российскому легпрому нанесли санкции?
Что представляет собой этот сегмент экономики
Не стоит думать, будто главная задача легкой промышленности – повысить уровень удовлетворенности современного россиянина повседневными реалиями жизни. Как и любая сфера экономики, легпром вносит свою лепту в формирование бюджетов всех уровней, приносит прибыль владельцам (а практически 100% предприятий этого сектора сейчас находятся в частной собственности), корректирует рынок труда и даже влияет на состояние оборонного комплекса.
Чтобы оценить уровень этого влияния на экономику в целом, достаточно сказать, что эксперты оценивают объем рынка товаров легпрома примерно в 3 трлн. рублей. И эти объемы только будут расти с более активной реализацией различных программ импортозамещения, при которой на российский рынок возвращаются отечественные производители многих товаров, занимая опустевшие после добровольного ухода иностранных компаний ниши.
Следует отметить, что легкую промышленность формируют предприятия трех основных отраслей. В первую очередь это текстильная промышленность, на которую приходится почти половина всего производства. Кроме того, это швейная (30% от общего объема предприятий) и кожевенно-обувная (около четверти) промышленность.
Изменения в отрасли легче всего проследить по ситуации именно в обувном сегменте. Если в 2011 году доля импорта на российском рынке обуви составляла 90,5%, в 2014 году – 85,4%, то его доля в третьем квартале текущего года упала до 65,6% (данные Центра развития перспективных технологий, ЦРПТ). Для сравнения также можно сказать, что за соответствующий период прошлого года этот показатель составлял 70,6%.
Сейчас такой товар в РФ в основном поставляют производители из Китая, Индии, Пакистана, Турции, Вьетнама. Европейские бренды в основном поступают по «серому» или параллельному импорту, поскольку большинство производителей добровольно или вынужденно участвуют в санкционном процессе в отношении России.
В результате, по данным платформы ООН Comtrade, на которые ссылается РИА Новости, в прошлом году рекордсменами по поставкам обуви в Россию внезапно стали Армения (прирост за два года почти в 11 раз), Киргизия – рост в 6,53 раза, Казахстан – увеличение поставок в 6,49 раза. Между тем, эти государства не отличаются развитой отраслью изготовления собственной качественной обуви.
Конечно, две трети отечественного рынка обуви под властью импорта – это все еще слишком много, но уже не катастрофично. Тем более что тенденция к снижению доли импорта прослеживается и далее.
По данным все того же ЦРПТ, который является оператором системы маркировки «Честный знак», за девять месяцев текущего года импортные поставки обуви по сравнению к аналогичному периоду 2023 года сократились на 10%. Более того, такой же показатель прогнозируется и на 2025 год.
Динамика роста? Или падения?
Легкая промышленность России, однако, оказалась тем сегментом экономики, который на протяжении всех последних лет показывал довольно противоречивые телодвижения. В конце 90-х годов она находилась, наверное, в наихудшем состоянии по сравнению со многими другими отраслями, и начала восстанавливаться только с приходом «сытых нулевых».
В итоге, по оценке специализированного издания «Экономика и предпринимательство», в России в 2014 году действовали 27,9 тыс. предприятия легкой промышленности, на которых было занято 329 тыс. человек персонала. Однако при этом их суммарный оборот составил всего 0,26% от оборота всех предприятий Российской Федерации, что является все же ничтожно малым показателем.
Между тем, по данным официальной статистики, в 2018-2020 годах началось ежегодное снижение числа таких компаний. Только за эти три года их общее число сократилось на 4,4 тысячи (или на 9,5%). В итоге к началу текущего года количество предприятий легпрома в России колебалось около цифры в 20 тысяч, параметры занятого на них персонала – в районе 292 тысячи человек.
Но та же официальная статистика одновременно сообщила о том, что за тот же период производство текстильных изделий выросло на 17,2%, производство одежды — на 27,4%, производство кожи и изделий из кожи — на 13,6%.
Некоторую ясность в эту ситуацию вносит Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Она сообщает о том, что резко выросло количество индивидуальных предпринимателей, самозанятых, микропредприятий, которые заработали в этой отрасли. Поэтому специалисты корпорации называют другую цифру тех, кто работают сейчас в легкой промышленности, – около 46,7 тысяч хозяйствующих субъектов.
Понятно, что в сферу легкой промышленности ИП, самозанятых, микробизнес привлекают именно освободившиеся из-за санкций ниши на отечественном рынке. Они готовы побороться пусть за небольшую, но свою дольку рынка, раз уж иностранные производители так легкомысленно российский рынок покинули.
Особенно существенный рост отмечен в производстве спортивной, детской одежды и аксессуаров. В этих сегментах легкой промышленности свою деятельность ведут уже четверть субъектов предпринимательства разного уровня и форм.
Однако для коммерческого успеха и эффективной работы недостаточно лишь освободившихся рыночных ниш и собственного желания их занять. С введением все новых пакетов антироссийских санкций у легкой промышленности, как и у других отраслей экономики, появилось и немало проблем, которые к тому же невозможно решить в два счета. Волшебной палочки для этого пока не изобрели.
Износ оборудования, отказы иностранных производителей
Одна из самых острых проблем в любых сегментах производства в сфере легкой промышленности – это состояние оборудования. У этой проблемы есть две стороны, и обе вызывают тревогу.
Как отмечают аналитики консалтинговой группы ИНЭК, степень изношенности основного оборудования в отрасли на начало 2000 годов составила 54,2%, а коэффициент обновления и коэффициент выбытия, в сопоставимых ценах, – соответственно, 0,5 и 2,1. Доля оборудования, которое эксплуатировалось менее пяти лет, не дотягивала даже до полутора процентов, 6-10 лет – всего 21,2%, около 11-20 лет – 57,3%, более 20 лет – 20,1%.
Понятно, что такое состояние основных производственных фондов не позволяло использовать современные технологии и материалы, а потому нельзя было рассчитывать на массовый выпуск продукции, равной по качеству иностранным аналогам. В итоге в тот момент более половины предприятий были убыточными. И нет ничего удивительного в том, что многие из них прекращали свое существование, становились банкротами.
Как следует из данных лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара, 44% участников исследования в своей работе раньше вообще не использовали импортное оборудование, а потому не столкнулись с серьезными проблемами при введении санкций. Однако есть немало предприятий, которые чуть ли не полностью оснащены оборудованием иностранного производства.
Так, в Российском союзе производителей одежды подтвердили, что в текстильной промышленности оборудование на 90% импортное. И более того, две трети из него не отвечает современным требованиям, то есть является устаревшим. И заменить это оборудование на отечественное на данный момент практически невозможно.
По данным опроса лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара, 35% предприятий все же продолжают получать оборудование или запчасти к нему, попавшие под санкции. Это происходит по параллельному импорту либо какими-то иными обходными путями, которые и усложняют логистику, и увеличивают стоимость.
Например, представитель известной фабрики «Большевичка» рассказал о том, что здесь используется подсанкционное европейское оборудование для пошива и влажно-тепловой обработки готовых вещей. На предприятии признают, что оборудование по-прежнему получают, однако из-за усложнения логистики оно стало гораздо дороже и доставляется из Европы в течение более длительного срока.
За прошедшие пару лет жизни под жесткими антироссийскими санкциями некоторые предприятия перешли на оборудование из Китая (12% опрошенных Институтом Гайдара) или Турции (3% респондентов). Именно так действует, например, компания «Аскона», которая считается крупнейшим в России и Восточной Европе производителем товаров для здорового сна.
А вот с запчастями ситуация несколько проще. Чуть более трети респондентов по-прежнему налаживают связи с западными поставщиками и получают от них необходимые запчасти. Уж какими путями у них это получается делать – сие есть коммерческая тайна. Четверть предприятий успешно перешли на китайские аналоги, а еще 12% предприятий легпрома нашли замену иностранным деталям и запчастям непосредственно на российском рынке.
Интересную тенденцию отметили аналитики группы компаний (ГК) Альфа-Лизинг. По их оценке, в 2024 году активнее всего производственные мощности в легкой промышленности развивает малый бизнес. За первые девять месяцев текущего года прирост продаж современного оборудования в этом сегменте составил неожиданные 74,5%.
Как развивается российский легпром
Так исторически сложилось, что в основном этот сегмент российской промышленности развивался в европейской части страны. Вряд ли для кого-то является тайной тот факт, что центром текстильной промышленности является Ивановская область. Так было в течение уже длительного времени и останется в будущем.
Сейчас на эту области приходится почти треть всего производства российской легкой промышленности. Еврейская АО и Тверская область, которые также входят в ТОП-3 регионов-производителей легпрома, от лидера отстают в разы – соответственно, 7,9% и 6,8% от общих объемов производства в отрасли.
Однако специалисты видят позитивную динамику в отрасли во многих российских регионах. Как отметил председатель правления Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров, производство стимулирует тренд перехода к местным брендам. И дизайнеры, и производители, и покупатели все больше поддерживают концепцию «Сделано в России».
В 2023-2024 годах в различных регионах строили и вводили в строй новые предприятия легпрома. Особенно много их появилось в швейном сегменте.
Например, в Карелии открылась фабрика «Арктика», которая специализируется на пошиве спецодежды, а в Карачаево-Черкесии – фабрика «Красный Восток», которая занимается производством одежды для военнослужащих, медицинской и госпитальной одежды, а также постельного белья и других изделий легкой промышленности.
В планах – дальнейшее развитие отрасли и строительство новых предприятий. Например, в подмосковном Подольске компания «Стройсетьресурс» приняла участие в региональной программе «Земля за 1 рубль» и на выделенном льготном участке планирует построить за 96 млн. рублей швейную фабрику по производству повседневной одежды и нательного белья.
В том же Подольске на территории индустриального парка «Валищево» в текущем году компанией «Фортекс & Ко» введена в эксплуатацию фабрика полного цикла по выпуску трикотажного полотна для матрасов. Инвестиции в создание нового производства составили 800 млн. рублей, половину из которых в виде льготного займа по программе «Проекты развития» предоставил ФРП.