Еще со времен развала Советского Союза гражданская авиация находилась в глубоком кризисе. Основная масса грузопассажирских перевозок осуществлялась на самолетах иностранного производства, а авиастроение находилось в глобальной зависимости от поставок импортной электроники. Ситуацию усугубили санкционные меры, предпринятые основными поставщиками комплектующих для самолетов, начиная с 2014 г. Каково состояние гражданской авиации сегодня, а также перспективы развития авиастроения? Расскажем далее.
Проблемы российской гражданской авиации
По данным исследования экспертов компании ID-Marketing, санкции ударили по российской авиации сразу в трех направлениях:
- по поставкам в Россию самолетов иностранного производства;
- запрет на поставку запасных частей к самолетам (а без этого невозможно полноценное техническое обслуживание авиапарка);
- запрет на поставку комплектующих для производства авиалайнеров.
В ответ на меры по замораживанию находящихся за рубежом активов, принадлежащих российским гражданам, и валютных резервов Правительство РФ разрешило авиакомпаниям считать своей собственностью самолеты, приобретенные у иностранных компаний недружественных стран в лизинг.
По данным аналитиков ID-Marketing, на 1 июля 2022 г. в активах российских авиакомпаний находилось более 400 единиц самолетов стоимостью более $10 млрд. Однако и перевозчики, и производители понимают, что проблемы обеспечения потребности в самолетах это не решит. Поэтому авиастроители ищут новые способы вывести отрасль из кризиса.
Сейчас намечено два пути по созданию достаточного парка самолетов для нужд экономики. Ряд авиакомпаний заключили договоры на поставку комплектующих и запасных частей со странами Азии (несмотря на то, что стоимость необходимых агрегатов у новых поставщиков выше на 15-20%), другие – закупают старые самолеты для капитального ремонта.
Компания «Ютэйр» уже объявила о планах по приобретению 20 единиц Як-40 и Як-42 для их восстановления и впоследствии использования для грузовых перевозок. «Объединённая авиастроительная корпорация» планирует проведение капитального ремонта и восстановление летной годности самолетов Ту-204, Ил-96 и Ан-148.
Динамика объемов пассажирских перевозок за 2021-2023 гг.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), в 2021 г. из средств федерального бюджета в рамках поддержки отечественных авиакомпаний было выделено 121,2 млрд руб., в результате чего перевозчики показатели положительную динамику по объему пассажиропотока.
В 2022 г. государство оказало поддержку предприятиям и организациям гражданской авиации в сумме 174,2 млрд рублей. Но по сравнению с показателями 2021 г. динамика по отрасли отрицательная. По итогам 2022 г. пассажиропоток на авиарейсах снизился на 14,21% в сравнении с данными 2021 г. (95,21 мл. человек), в том числе по внутренним авиаперевозкам (-11,17%), всего 77,73 млн человек.
Данные по динамике авиаперевозок в России представлены на диаграмме:
Из диаграммы явно видно, что пандемия ощутимо ударила по международным перевозкам, поэтому специалисты склоняются к мнению по искажению динамики и предлагают для получения достоверных результатов сравнивать данные за 2022-2023 гг. с 2019 г., когда локдауна еще не было.
Производство самолетов в России
За 10 лет (с февраля 2012 г. по февраль 2022 г.) авиастроительная отрасль РФ выпустила 273 пассажирских лайнера. Но сейчас основу пассажирского авиапарка России составляют американские Boeing и французские Airbus, так как эти компании в год производят больше самолетов, чем за десятилетие в РФ.
Состояние отрасли в 2022-2023 г.
Согласно статистическим данным Минтранса, на 20 апреля 2022 г. авиапарк всех российских коммерческих компаний насчитывал 1 101 пассажирский самолет и 186 грузовых. При этом 801 единица больших пассажирских самолетов так называемой «основной авиации» были представлены иностранными лайнерами.
Если в других отраслях программы импортозамещения действуют довольно успешно, то в авиастроении ситуация по-прежнему остается сложной. Так как и сектор научно-технических разработок, и инженерные мощности в основной массе направлены на решение задач оборонного комплекса, а производство гражданских самолетов практически до 2022 г. было основано на международной кооперации.
Согласно рейтингу аналитической компании ID-Marketing, крупнейшим производителем пассажирских самолетов является АО «Региональные самолеты» (ПАО «Яковлев», г. Комсомольск-на-Амуре). Предприятие выпускает порядка 12 единиц самолетов «Суперджет-100» в год.
Второе место принадлежит Иркутскому авиационному заводу. Преимуществом данного предприятия является возможность организовать полный цикл работ: от конструкторских разработок до выпуска опытных образцов с проведением испытаний. Далее конструкция запускается в серийное производство, а после реализации Иркутский авиационный завод (ИАЗ) оказывает постпродажное обслуживание.
Среди значимых разработок эксперты отмечают выпуск самолета МС-21. С 2022 г. начато его серийное производство. Самолеты выпускаются из российских композитных материалов, но еще с импортными двигателями. Так как конструкторы предвидят прекращение поставок двигателей Pratt & Whitney (США), уже с 2023 г. ведутся работы по внедрению двигателей российского производства ПД-14 и МС-21.
По заявлению представителей корпорации «Ростех», в 2023 г. были проведены сертификационные испытания самолетов из отечественных композитных материалов, оснащенных двигателем ПД-14, что позволило запланировать на 2024 г. выпуск 6 самолетов МС-21.
Пока остальные узлы и запасные части проходят обязательную сертификацию, авиастроители решили возвратиться к уже проверенным моделям Ту-214 и широкофюзеляжного Ил-96-400. Эти модели производились и ранее, на основе отечественных компонентов, но ограниченными сериями в рамках госзаказа.
Негативное отношение к отечественной продукции у частных авиаперевозчиков в основном было вызвано большим расходом топлива, по сравнению с иностранными самолетам, хотя к летно-техническим характеристикам претензий не было.
Для обеспечения развития авиастроительной отрасли принимаются меры по кооперации с производителями комплектов бортового оборудования ОДК, концерном КРЭТ и корпорацией «Технодинамика».
Стоит отметить, что без внимания не осталось и производство небольших самолетов для региональных перевозок. С мая 2022 г. Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, г. Екатеринбург) начал производство самолетов типа «Байкал», в конце 2023 г. эти лайнеры прошли летно-конструкторские и сертификационные испытания.
Другие предприятия осваивают выпуск самолетов Л-410, Л-610 и Ил-114. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в своем интервью порталу РТ обратился к истории и подчеркнул, что в СССР все авиаперевозки осуществлялись исключительно на отечественных самолетах, и пришло время вернуться к этой практике.
Наработки 2022 г. дали свои результаты в 2023 г. По данным экспертов портала РТ, уже совершил первые полеты модернизированный Ил-96-400М. Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова расширил производственные мощности для выпуска лайнеров Ту-214.
По данным Минпромторга, в ходе тестовых полетов подтвердилась стабильная работа всех отечественных комплектующих и хорошие летно-технические данные самолетов собранных и российских материалов и узлов. Так, например в самолете SJ-100 более 40 систем и агрегатов были заменены на российские разработки, а к 2025 г. в этой модели вообще не останется импортных деталей.
На диаграмме хорошо видно, на какие модели самолетов делает упор авиастроительная промышленность:
По плану развития отрасли до 2030 г. уже в 2025 г. намечается расширить выпуск авиалайнеров с 77 единиц до 102 единиц.
Важнейшие итоги 2023 г.
Минпромторг опубликовал данные по значимым событиям 2023 г. в сфере авиастроения:
- в ноябре 2023 г. состоялся первый полет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта Ил-96-400М. Это усовершенствованная версия модели Ил-96-300, с более длинным фюзеляжем (на 9,35 м.) и оснащенная отечественным двигателем П-90А1, вмещающая до 370 пассажиров.
- возвращение Ту-214. Модернизация Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова направлена на выпуск пассажирских лайнеров Ту-214, который является более современной версией среднемагистрального пассажирского лайнера Ту-204, сконструированного еще в 80-х годах прошлого века. Однако из-за экономического кризиса его серийный выпуск так и не был организован. Теперь, спустя более 40 лет конструкторы снова обратили внимание на модели Туполева. По программе развития отрасли к 2030 году запланировано выпустить 115 единиц.
Новые разработки существенно тормозят направленность деятельности КБ на нужды оборонной промышленности в связи со сложной геополитической ситуацией, поэтому прогнозы экспертов по развитию гражданской авиации на ближайшие 10 лет не очень радужные.
Перспективы развития авиации гражданского направления
В журнале «Профиль» научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ермаков проанализировал перспективы развития гражданской авиации. Эксперт отметил, что еще с 2022 г., в соответствии с принятой Правительством РФ Программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., уже в 2023 г. должна была начаться эксплуатация первых самолетов с отсутствием импортных комплектующих, но до сегодняшнего времени полностью импортозамещенных лайнеров в коммерческую эксплуатацию не сдано.
Еще в 2023 г. предполагалось передать авиакомпании «Россия» для лайнера типа «Суперджет» SJ-100, оснащенных отечественным двигателем ПД-8 взамен совместных агрегатов PowerJet SaM146. Но к июлю 2023 г. испытания двигателя только начались на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ и до настоящего времени проводится сертификация.
Самая кризисная ситуация сложилась в сегменте региональной авиации. Практически весь авиапарк представлен произведенными еще во времена СССР самолетами Ан-2. По винтомоторной авиации вообще не запланировано поставок гражданских вертолетов – так же как и легких самолетов. Так как пока отечественные двигатели для этих машин находятся в стадии разработки.
Поэтому А. Ермаков считает, что для удовлетворения потребностей по пассажирским перевозкам в ближайшие 5-7 лет будет поддерживаться возможность технической эксплуатации имеющихся зарубежных бортов. А отсутствие запасных частей и диагностических приборов вообще ставит под угрозу осуществление пассажирских перевозок. И только государственное вмешательство сможет стабилизировать ситуацию.
По сравнению с другими отраслями экономики, авиация находится в крайне сложном положении. Несмотря на государственную поддержку и усилия производителей, из-за технологического отставания возрождать авиастроительные производства приходится практически с нуля. Пока гражданская авиация обходится присвоенными иностранными мощностями, но, если отечественные разработки не убудут внедрятся более успешно, перспективы развития отрасли крайне туманны.