Top.Mail.Ru

Sukhoi Superjet 100: история производства и планы на будущее

ru.m.wikipedia.org

Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) — российский ближнемагистральный пассажирский авиалайнер, разработка которого была осуществлена компанией «Гражданские самолёты Сухого». Его длина — 29,94 м, высота — 10,28 м. При этом максимальная посадочная масса SSJ 100 составляет 41 тонну (при массе пустого самолёта 24,25 тонны). Крейсерская высота данного лайнера (то есть высота, на которой он начинает лететь строго по прямой) равна 12 200 м, крейсерская скорость — 841 км/ч.

Важно также отметить, что Sukhoi Superjet 100 представлен в двух основных версиях с разной дальностью полёта — до 3048 и до 4578 км.

Фактически это первый гражданский серийный самолёт, созданный в нашей стране после распада Советского Союза. Его появление стало важным шагом в развитии отечественных пассажирских авиаперевозок — в нём использовались и используются передовые технологии конструкции и сборки. От предшественников «Суперджет» отличается и особым комфортом, и высокой топливной эффективностью, и уровнем экологичности…

С особенностями его производства, с его настоящим, прошлым и будущим действительно стоит ознакомиться подробнее.

Как начинался проект SSJ 100

ria.ru

Предварительную работу над созданием пассажирского ближнемагистрального самолёта в холдинге «Сухой» начали ещё в 2000 году. Тогда для этих целей было даже сформировано специальное юрлицо — акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого» (АО «ГСС»).

В тот момент два глобальных лидера авиаотрасли Boeing и Airbus сфокусировались на создании средне- и дальнемагистральных самолётов с вместимостью от 130 пассажиров. А сегмент ближнемагистральных турбореактивных лайнеров с вместимостью до ста человек не был охвачен ни одной крупной компанией.

Плюс было понимание, что подобный проект мог поспособствовать выходу российского авиастроения из кризиса, в котором оно тогда пребывало. Парк самолётов страны явно нуждался в обновлении. Несмотря на все свои плюсы, советские самолёты Ту-134 и Як-42, которые в тот период в основном использовались для пассажирских, перестали соответствовать требованиям времени. Они, по сравнению с лайнерами Airbus и Boeing, характеризовались повышенным расходом топлива. И поэтому зачастую проигрывали в конкурентной борьбе — многие авиакомпании предпочитали подержанных «иностранцев». Вдобавок ко всему в начале нулевых Ту-134 и Як-42 уже не отвечали евростандартам по нормативам шумности.

В 2001 году российское правительство анонсировало федеральную программу развития гражданской авиации. В его рамках был объявлен конкурс, победитель которого мог получить господдержку. В нём участвовало три амбициозных проекта:

  • Самолёт Ту-414 от ОАО «Туполев», рассчитанный на 50 мест;
  • Лайнер М-60-70 от Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени В. М. Мясищева;
  • Russian Regional Jet (RRJ) от корпорации «Сухой».

Именно последний проект оказался лучшим. Интересно при этом то, что ранее корпорация «Сухой» занималась только военной авиатехникой. Это был её первый проект в гражданской авиации. Впоследствии Russian Regional Jet (RRJ) переименовали в Sukhoi Superjet. А ещё чуть позже к наименованию прибавилась цифра 100. Такую пассажировместимость создатели SSJ считают оптимальной для региональных авиаперевозок. Однако в реальности количество мест в этих лайнерах может быть разным — в соответствии с требованиями заказчика. Речь может идти о 93, о 98, и даже о 108 местах.

Производство и поставки «Суперджетов»: основные цифры и факты

dzen.ru

Производство SSJ 100 стартовало лишь в феврале 2006 года в Комсомольске-на-Амуре. Сначала эти самолёты делали на КнААЗе, а затем, с 2007 года, в производственном центре «ПАО «Яковлев». Оно, как и компания «Сухой», сегодня является частью «Объединённой авиастроительной корпорации» (а она в свою очередь входит в структуры «Ростеха»).

В 2007 году состоялась презентация (так называемая выкатка) самолёта SSJ 100. А в мае 2008-го в том же Комсомольске-на-Амуре он осуществил свой самый первый полёт.

В целом испытания и тестирования авиалайнера продолжались несколько лет. По их итогам он получил все необходимые сертификаты, в том числе документ от EASA — Европейского агентства по безопасности полётов.

Серийный выпуск самолёта начался в 2010-м. В этом году было построено 2 «Суперджета», далее:

  • в 2011-м — 5;
  • 2012-м — 12;
  • 2013-м — 24;
  • 2014-м — 36;
  • 2015-м — 18;
  • 2016-м — 19;
  • 2017-м — 33;
  • 2018-м — 24;
  • 2019-м — 18;
  • 2020-м — 11;
  • 2021-м — 12;
  • 2022-м —13.

Разумеется, подобное производство всегда было очень сложным. Подсчитано, что здесь используется более 600 000 заклёпок, гаек, штифтов, болтов и прочих мелких деталей. Около 10% площади поверхности самолёта составляют панели и навесные агрегаты из полимерных композитов.

Ещё одна значимая особенность производства SSJ 100 заключается в том, что здесь применяется конвейерный принцип. Перед тем, как выкатиться из ангара, каждый SSJ 100 проходит через 5 производственных участков. И, допустим, на первом участке собирается фюзеляж — из нескольких отсеков (их доставляют с других предприятий). Здесь же его красят в специальной малярной камере, оборудованной приточно-вытяжной системой кондиционирования.

Ранее на производстве значительном количестве использовались комплектующие от западных компаний (в частности, от Liebherr Aerospase, Messier Dowty, Thales, Honeywell, Goodrich). Однако затем был взят курс на импортозамещение, ситуация начала меняться. Очень многие компоненты для SSJ 100 стали доставлять в Комсомольск-на-Амуре из других городов и регионов России.

Отдельная тема — покупатели данных авиалайнеров. Первой компанией, заказавшей «Суперджеты», стал «Аэрофлот» — ещё в 2005-м он заключил контракт на 30 машин. И в целом это главный отечественный эксплуатант SSJ 100.

Но особое внимание, конечно, стоит уделить поставкам «Суперджетов» за границу. Так, допустим, в 2011 году один лайнер был передан в эксплуатацию армянскому авиаперевозчику Armavia. Коммерческая эксплуатация «Суперджета» началась именно с рейса Ереван — Москва. Он состоялся 27 апреля того же 2011 года. А, скажем, мексиканская авиакомпания Interjet (в своей стране она на тот момент была третьей по величине) приобрела 22 «Суперджета». Кроме того, в июне 2016-го, начались поставки SSJ 100 первому европейскому клиенту — ирландской фирме CityJet.

Также известно, что три SSJ 100 получили Королевские ВВС Таиланда. Наконец в Казахстане погранслужба этой страны эксплуатирует один SSJ в специальной комплектации для VIP-перевозок. Точно такой же самолёт приобрёл и казахстанский филиал международной компании по корпоративным перевозкам Comlux.

Необходимо, впрочем, признать, что далеко не все сделки с заграничными заказчиками оказались абсолютно удачными. Часть самолётов по тем или иным причинам вернулись в РФ.

SSJ 100 сейчас

aviaparts.su

К августу 2023 года было выпущено 232 единицы SSJ 100. При этом непосредственно в РФ сейчас эксплуатируется порядка 160 самолётов. Даже в условиях жёстких санкций регулярность их вылетов в отечественных авиакомпаниях сохраняется на довольно высоком уровне — примерно 98% (говоря иначе, рейсы практически не задерживаются из-за технических неполадок).

За всё время работы на линиях «Суперджеты» перевезли около 50 000 000 пассажиров. При этом налёт на отдельную машину доходит 400 часов в месяц.

Самым большим парком «Суперджетов» сегодня располагает авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») — у неё на балансе 78 этих самолётов. Чаще всего их ставят на рейсы Санкт-Петербург — Москва и Санкт-Петербург — Калининград. Известно, что в 2018 году на IV Восточном экономическом форуме «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Аэрофлот» подписали официальное соглашение на поставку ста лайнеров Sukhoi Superjet 100 в период до 2026 года. Вероятно, по их количеству «Аэрофлот» ещё долго будет оставаться в лидерах.

Конечно, есть эти самолёты и у других отечественных компаний. В частности, 20 единиц – у Red Wings, 17 единиц — у «Азимута», 15 единиц — у «Ямала», 8 единиц — у «Газпром авиа», 4 единицы — у «Северстали». Плюс ко всему один «Суперджет» эксплуатируется МВД России, два — МЧС, ещё два включены во флот Специального лётного отряда «Россия».

Техобслуживание и ремонт SSJ-100 сегодня выполняют исключительно сертифицированные Росавиацией организации. Речь здесь идёт как о сервисных подразделениях самих авиакомпаний, так и о самостоятельных центрах техобслуживания. Всего таких организаций сейчас — 16.

Планы и перспективы

dzen.ru

В нынешнее время ведётся разработка новой модификации SSJ 100 с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих. Она получила название Sukhoi Superjet New. Весной 2024-го первый лётный экземпляр этого лайнера прибыл в Подмосковье, в Жуковский, для проведения лётных испытаний. У SSJ New отечественное шасси, бортовое радиоэлектронное оборудование, системы электроснабжения и управления. Также у него другой фюзеляж, чем у прежней модификации. В него был внесён ряд изменений, упрощающих как производство, так и обслуживание.

На SSJ 100 ставились российско-французские турбовентиляторные двигатели SaM-146, а SSJ New в ближайшей перспективе планируется оснастить полностью отечественным двигателем ПД-8. Его созданием занимается «Объединённая двигателестроительная корпорация» (тоже входит в «Ростех»). В декабре 2023-го ПД-8 отправили на доработку, так как его параметры не подтвердились. Однако совсем недавно, в октябре 2024-го в СМИ появилась новость о том, что данный двигатель завершает стендовые испытания. В ближайшие время ПД-8 будет тестироваться на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ — она предназначена именно для того, чтобы проверять силовые установки в воздухе.

В данный момент сертификация импортозамещённого SSJ New перенесена с 2023 на 2025 год. А первые поставки пока планируются на 2026-й. В то же время прогнозируется, что до 2030 года произведут 142 единицы SSJ New (это следует из распоряжения правительства РФ, утверждённого несколько месяцев назад). Эксперты полагают, что новые лайнеры будет востребованы на внутреннем рынке.

Несмотря на все нюансы, «Суперджет» — это один их тех проектов, которые олицетворяют собой возрождение современного российского авиапрома. При его реализации приходилось выстраивать технологические цепочки, задействовать огромное количество предприятий, выпускающих необходимую продукцию. Безусловно, это повлекло за собой и создание новых рабочих мест, и появление собственных конструкторских решений и технологий, которые могут быть востребованы на иных проектах. Радует при этом и то, что у «Суперджетов» определённо есть достойное будущее. При должных усилиях новые, разрабатываемые сейчас лайнеры могут стать импульсом к дальнейшему развитию всей отрасли и подлинной гордостью страны.

Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.

Последние комментарии