Новосибирские учёные разработали новый отечественный блок регулирования напряжения для летательных аппаратов. Разработка велась в рамках программы «Приоритет-2030». Новый блок, созданный сотрудниками Новосибирского гостехуниверситета (НГТУ), по ряду показателей значительно превосходит другие российские аналогичные устройства.
«Ученые НГТУ впервые в отечественной практике разработали новый универсальный блок регулирования напряжения для авиатехники с использованием технологии изготовления силовых гибридных модулей с применением отечественных кристаллов SiC-транзисторов (транзисторы на основе карбида кремния) и цифровым управлением», – сообщили в пресс-службе.
Особенности нового блока
Главной особенностью нового устройства, представляющего собой регулятор, с помощью которого в случае изменения уровня нагрузки можно приводить в норму по ГОСТУ вырабатываемое авиагенератором напряжение бортовой сети. В частности, когда электрогенераторы, которые вращаются в газотурбинных двигателях, чаще всего генерируют нестабильную сеть. И чтобы её стабилизировать, как раз и требуется регулятор, или, другими словами интеллектуальный проводник.
Учёные Института силовой электроники НГТУ нашли решение данного вопроса – они создали устройство с несколькими функциями: регистрацией, регулировкой и предотвращением скачков напряжения.Также данное устройство контролирует нештатные ситуации – короткое замыкание, обрыв фраз или перегрев. Для исправления этих проблем блок или отсекает устройства-потребители от сети, или же предотвращает возникновение нештатных ситуаций другими доступными методами.
Помимо защитной, для нового устройства характерны хранение данных и передача их в информационную бортовую сеть, также и в бортовой самописец, или, как его привычнее называть, «чёрный ящик».
Новосибирские учёные в основу своей разработки взяли отечественные блоки регулирования напряжения и модернизировали их в соответствии с техническими требованиями главного конструктора Сарапульского электрогенераторного завода (СЭГЗ) Алексея Поздеева. Заместитель директора Института силовой электроники НГТУ Максим Жарков рассказал детальнее о преимуществах разработанного устройства:
«Наш блок меньше и быстрее. Масса и габариты блока уменьшены в 2,5 раза, в 1,5 раза сокращен срок сборки. Кроме этого, мы предусмотрели цифровую интерфейсную часть и улучшили показатели регулирования. Еще одним плюсом блока является то, что одно устройство способно покрыть большой класс систем энергоснабжения по мощности. Можно работать с серийными авиационными генераторами от 16 до 120 кВт и даже с перспективными генераторами 200-250 кВт: в устройстве заложен большой запас и диапазон регулирования».
Что дальше?
Новый блок регулирования был разработан по программе стратегического проекта «Силовая электроника и интеллектуальная энергетика», действующего в рамках программы «Приоритет-2030». Его можно устанавливать на всех отечественных самолётах. Также не исключено, что их можно будет монтировать на судах Boeing и Airbus.
Уже сейчас заключено трехстороннее соглашение, в рамках которого промышленным выпуском компонентов блока регулирования напряжения будет заниматься ижевский Завод микроэлектронных технологий.
В планах на 2025 год – выпустить первую опытную партию продукции.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.