Выставка Airshow China 2024 стала ареной триумфального дебюта экспортной версии российского многофункционального истребителя пятого поколения Су-57. Это событие привлекло внимание мировой общественности, поскольку впервые показывается модификация, ориентированная на зарубежных покупателей.
Хотя визуальных отличий от базовой версии Су-57 для ВВС России практически нет, это не означает отсутствие изменений. На самом деле модификации коснулись множества систем, прежде всего направленных на повышение стелс-характеристик и расширение экспортного потенциала. Ключевые изменения держатся в секрете.
Как все начиналось
История создания новейших истребителей 5-го поколения берет свое начало еще в СССР. В конце 1980-х — начале 1990-х годов советским разработчикам передали основные технические требования к будущему фронтовому самолету. За работу взялись сразу два конструкторских бюро — Микояна и Сухого. Проект МиГ 1.44 был закрыт из-за недостатка финансовых вложений. Су-47 «Беркуту» тоже не удалось выйти в основу, но в дальнейшем на нем отрабатывали технологии.
В 2002 году работы по созданию истребителя возобновились. Исполнителем назначили конструкторское бюро Сухого. Через 2 года разработчики представили проект и макет самолета, тогда как первый летный экземпляр Т-50-1 поднялся в воздух лишь в 2010 году. Свое официальное название самолет получил спустя 7 лет. Первое практическое испытание пришлось на Сирию, где подтвердились его высокая боевая эффективность. Серийное производство новейшего истребителя осуществляется в Комсомольске-на-Амуре.
Главные конкуренты
Ключевые характеристики истребителей пятого поколения включают в себя применение технологий снижения заметности, способность к крейсерскому сверхзвуковому полёту и использование передовых систем авионики. Сейчас самолеты 5-го поколения есть у США, Китая и России. Количественное соотношение выглядит следующим образом:
- F-35 – около 1000;
- J-20 – около 250;
- Су-57 – около 22.
Серийное производство Су-57 запущено в 2019 году. К 2028 году их количество должно достигнуть 76.
Преимущества налицо
На выставке в КНР глава «Ростеха» Сергей Чемезов отметил, что Су-57 – единственный истребитель в мире, который подтвердил свои прорывные характеристики во всех вариантах боевого применения. Воздушное судно успешно выполняет поставленные задачи и применяет самые современные средства поражения, например, крылатые ракеты Х-69.
Благодаря малой заметности и новейшему бортовому оборонительному комплексу истребитель отличается высокой живучестью и малой заметностью. При этом разработчики ни на минуту не останавливаются над работами по его дальнейшему усовершенствованию.
Основные характеристики:
- макс. взлетная масса – 34 тыс. кг;
- предельная скорость на высоте – 2600 км/ч;
- дальность полета – на дозвуковой крейсерской скорости – 4300 км;
- продолжительность полета – 5,8 часов;
- практический потолок – 20 тыс. м.
«Самолет Су-57 является одним из лучших самолетов пятого поколения в мире, а по ряду характеристик ему нет равных. И долгое время он вызывает законный интерес со стороны наших долгосрочных партнёров. Можно сказать, что сформировалась некая очередь за этим самолетом», — заявил гендиректор ПАО «ОАК» Вадим Бадеха.
Отметим, что экспортный вариант уже изъявили желание приобрести Индия, Алжир и страны Ближнего Востока.