По своей сути, импортозамещение – процесс создания новых технологически оснащенных предприятий в России, способных составить конкуренцию иностранным компаниям. Стоит отметить, что сырьевые отрасли и сектор АПК, в меньшей степени зависящие от импорта, довольно легко адаптировались к работе в условиях санкций. А вот наукоемкие сектора промышленности испытывают серьезные проблемы с локализацией. Наряду с производством электроники, разработкой IT-технологий и химическая промышленность оказалась в весьма трудном положении.
Состояние и проблемы химической промышленности за последние 5 лет
Если сравнивать российский сектор производства химии с такими странами как Китай и Япония, его доля в ВВП чуть больше 1% (например, в Китае объем производства химических предприятий более $1 трлн, а в России около $60 млрд). При этом около 60% объема продукции отечественных химических комбинатов составляют базовые компоненты и 40% – минеральные удобрения.
По мнению экспертов, основными препятствиями на пути импортозамещения являются:
- крайне малая численность химических предприятий, выпускающих базовые компоненты;
- отсутствие современного оборудования и технологий;
- высокая себестоимость производимой продукции и как следствие – высокая рыночная цена.
История импортозамещения в химической отрасли
По данным Росстата, лидировало в доле импортируемых товаров категория «Машины, оборудование и аппаратура» – 31% от общего объема импортных поставок. Второе место заняли товары категории «Продукция химической промышленности» – 13%. В особенно тяжелом положении оказались производители лакокрасочной продукции.
Поэтому относиться к вопросу импортозамещения в производстве лакокрасочных материалов (ЛКМ) нельзя однозначно. Взять хотя бы тот факт, что иностранные гиганты по-прежнему являются инвесторами в химическую промышленность на территории России:
- Jotun – открыл предприятие в 2017 г., а в 2018 г. Минпромторг РФ включил комбинат в список компаний «локализованного импортозамещающего производства»;
- PPJ – выделил значительные капиталовложения для развития предприятий по производству ЛКМ в Липецке;
- Hempel – еще в 2016 инвестировал в строительство завода полного цикла по выпуску судовых ЛКМ.
По мнению аналитиков маркетингового агентства WebBooster, пока у иностранных производителей есть право по закону участвовать в программе импортозамещения, зависимость химической промышленности от зарубежных партнеров не изменится.
В 2021 г. в странах Европы и США было закуплено продукции химической промышленности на $35,9 млрд (12,2% от общего объема импортных поставок). С 2022 г. ситуация изменилась: закупать зарубежные компоненты и готовую продукцию стало дороже и намного сложнее.
Если рассмотреть динамику экспорта и импорта химической продукции она будет выглядеть следующим образом:
Соотношение импорта и экспорта продукции химической промышленности 2016-2023 гг. (млрд долларов США)
Как видно из диаграммы, несмотря на уход с российского рынка таких крупных производителей как Tikkurila, Kiilto, Kemira, Jotun, Wella и других, импортные поставки химической продукции в 2022-2023 гг. только выросли: в 2022 г. – на $8,7 млрд (24,2%) по сравнению с 2021 г. Это связано с переориентацией сотрудничества на страны Азии, Турцию и Индию.
Какие химические продукты не выпускаются в РФ
Эксперт, химик-исследователь Сергей Мусин в интервью порталу «Тинькофф: бизнес-секреты» озвучил следующий перечень продуктов химической промышленности, аналогов которым нет в России:
- сырьевые составляющие для производства моющих средств;
- химические добавки для производства отделочных материалов;
- красящие пигменты;
- чистая 2-этилгексановая кислота;
- ускорители затвердевания для клеев.
Это самые распространенные позиции, но есть множество других.
Дефицит сырья для моющих средств объясняется уходом из России производителя Procter & Gamble – крупнейшего поставщика известных брендов бытовых моющих средств и гигиенических товаров. Сырье Procter & Gamble закупала в Польше, а производство было организовано на российских мощностях.
После перехода заводов в собственность российских предпринимателей им пришлось искать поставщиков спиртов С12 (основного компонента для моющих средств) в Китае и Индии, что повлияло на рост цен из-за увеличения расходов по транспортировке. Отечественного производства спиртов С12 нет.
Заместитель Главы Минпромторга Виктор Евтухов еще в середине 2022 г. отметил проблемы смежной отрасли – производства строительных материалов в связи с отсутствием отечественной альтернативы добавкам для выпуска отделочных материалов и полноценной локализации производства клеев. Не хватает загустителей – реологических добавок для плиточного клея и других смесей на основе цемента, оксиэтильных производных целлюлозы, поливинилового спирта и т.п.
До событий 2022 г. основными поставщиками таких добавок были страны ЕС. Сейчас производителям клеевых растворов и отделочных материалов на основе цемента приходится в срочном порядке менять логистику.
Такая же ситуация сложилась и с пигментами. Эта добавка широко используется в производстве стройматериалов (от выпуска цветного кирпича и плитки до изделий из ПВХ). К сожалению, российские пигменты неконкурентоспособны из-за низкого качества и соблюдения цветовой насыщенности (партии могут отличаться по цвету), отмечает директор по маркетингу Первого профильного завода Светлана Догадина.
О дефиците 2-этилгексановой кислоты мы уже упоминали ранее, а ведь этот компонент широко используется в производстве антифриза, алкидной эмали и других продуктов химической промышленности.
В России всего 2 предприятия производят 2-этилгексановую кислоту и весьма посредственного качества (с примесями, ухудшающими качество конечной продукции). Ранее это сырье завозили из Германии и Бразилии. И если с бразильскими поставщиками сотрудничество только укрепляется, то немецким поставщикам пришлось срочно искать замену.
Альтернативой по импорту ускорителей затвердевания клея стали поставщики из Китая и Индии. Как ни странно, но большим плюсом в производительности российских поставщиков клея стали эпидемиологические ограничения. Из-за ковида поставки из Китая были существенно ограничены, поэтому комбинаты закупились ускорителями впрок, что позволило избежать кризиса производства.
Если сравнить потребности и обеспеченность российского рынка химической продукции станет понятно, что отрасли все еще сильно зависит от иностранных поставщиков.
Потребление химической продукции в России в 2023 г., %
Производство основных видов химической продукции в промышленности в 2021-2023 гг., тыс. т
Как видно из диаграммы, в 2022 г. кроме аммиака и метанола падение объемов производства наблюдается в производстве минеральных удобрений и пластика.
По данным Росстата, в 2023 г. было произведено:
- аммиака – 17 280 тыс. тонн (прирост 1,5%);
- минеральных удобрений – 26 836 тыс. тонн (+14,4%);
- пластика – 10 724 тыс. тонн (+3,9%);
- метанола – 3 880 тыс. тонн (более чем в восемь раз).
То есть рост наблюдается по всем основным позициям химического производства. При этом снижение производительности наблюдается почти у всех крупнейших химических компаний.
Показатели выручки крупнейших производителей химической отрасли
В немалой степени на такое положение повлияло падение спроса на продукцию химических предприятий. Поэтому чрезвычайно важны меры государственной поддержки химической отрасли.
Что делает государство для развития химической отрасли
В рамках стратегии импортозамещения еще в 2019 г. Правительство РФ утвердило ряд программ по поддержке химического сектора экономики:
- реализация комплексных научно-технические программ и проектов;
- субсидирование части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации;
- химическими компаниями инновационных проектов;
- корпоративные программы повышения конкурентоспособности.
В рамках этим программ основной упор делается на обеспечение спроса на новую продукцию и отечественные компоненты.
Государство активно содействует в получении сертификатов и оформлении разрешительной документации на новую продукцию. К 2030 г. стратегические меры должны обеспечить сокращение импорта в 35 наименованиях химпродукции до 15-20%.
По данным ТАСС, со ссылкой на выступление Вице-премьера – главы Минпромторга Дениса Мантурова – в 1 квартале 2024 г. утвержден Комплексный проект импортозамещения критической химической продукции. В числе конструктивных мер прежде всего рассматривается развитие средне- и малотоннажной химии.
К 2025 г. предполагается увеличение объемов выпуска на 30%, а к 2030 г. – на 70%. Дополнительно предусмотрено 5 млрд рублей на предоставление субсидий по кредитам и реализацию инвестиционных проектов.
В проекте предусмотрено формирование предприятий по полному циклу производства основных веществ и компонентов. Кроме того, большое внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров для научно-технического сопровождения и инженерных разработок в сфере химической промышленности.
На сегодня министерство промышленности и торговли выбрало 16 производственных цепочек, основываясь на которых, можно будет выпускать в России большую часть продуктов малой и среднетоннажной химии.
Перспективы развития химической отрасли
По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, опубликованным журналом «Коммерсантъ», химическая индустрия – одно из самых быстро развивающихся направлений промышленного сектора. Необходимость в импортозамещении стала хорошим стимулом для роста деловой активности предприятий. Оптимистический настрой руководителей компаний по мнению экспертов находится на высшем уровне с 2014 г.
По данным Росстата, объем производства в первом полугодии 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. вырос:
- по химическим веществам – на 5,6%;
- по пластмассам и резиновым изделиям – на 4,6%.
Рост инвестиционной активности отметил и управляющий консалтинговой компании «Имплемента» Дмитрий Акишин. При этом основной интерес потенциальных инвесторов связан именно с проектами по развитию малотоннажной химии. По данным аналитиков «Имплементы», химическая промышленность в 2024 г. входит в первую десятку отраслей по темпам роста независимости по технологиям.
Несмотря на сложности с выходом на международный рынок предприятий со сложными технологическими цепочками, производители спецхимии, пластиков и каучуков объединяются для мобилизации ресурсов и реинвестирования в НИОКИР.
Поскольку скорость импортозамещений напрямую зависит от двух факторов – динамики спроса и поддержки государства, основной задачей химических предприятий становится поиск новых рынков сбыта и стимулирование потребителей внутреннего рынка на приобретение отечественной продукции.
В сфере полимеров и удобрений наблюдается устойчивый рост спроса. Так, в 2023 г. по данным, предоставленным Главой Российской ассоциации производителей удобрений Андреем Гурьевым, спрос на продукцию увеличился на 5% (до 5,8 млн тонн). По данным Росстата, спрос на российские полимеры на внутреннем рынке вырос на 9%, и во избежание дефицита пришлось перенаправить экспортные потоки на удовлетворение потребностей отечественных потребителей.
Развитие инфраструктуры, строительной отрасли и машиностроения позволяет предположить, что темпы роста химической отрасли будут увеличиваться, а господдержка позволит не снижать темпы локализации химического производства.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.