Пассажирский флот России долгие десятилетия состоял из теплоходов и других плавучих средств, построенных еще в прошлом веке в Германии, Австрии, Чехии и других странах. Сейчас на смену физически изношенным и технически устаревшим кораблям иностранного производства строятся и пускаются в плавание современные отечественные водные лайнеры, которые один за другим спускаются на воду российскими верфями.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма, значительно вырос спрос на перевозку путешественников по российским рекам, увеличилось количество новых маршрутов и туристических круизов, возникла потребность в строительстве пассажирского водного транспорта различных классов и развитии инфраструктуры причалов.
Гордость отечественного судостроения
На нижегородском судостроительном заводе «Красное Сормово» в течение 2,5 лет шло строительство новейшего российского теплохода «Мустай Карим», названного в честь известного башкирского поэта. В 2020 г. четырехпалубный круизный лайнер был спущен на воду, который назвали символом возрождения пассажирского судостроения в России, ведь это первое большое судно, построенное на отечественной верфи за последние 6 десятков лет. Форма корабля с обратным наклоном «носа» позволяет ему резать волну, быть поворотливым и маневренным даже в узких морских портах.
Теплоход длиной 141 и шириной 17, высотой 16,5 метров рассчитан на 329 пассажиров, может ходить по рекам и морям. В трех из 4-х палуб располагаются 160 кают стандартного класса, люксы с балконами. «Плавучая гостиница» с панорамными окнами соответствует уровню комфорта в пятизвездочном отеле. На лайнере предусмотрено:
- много свободного пространства для прогулок;
- 2 ресторана;
- бары;
- SPA-центр;
- залы для занятий фитнесом и проведения конференций;
- «винная» библиотека.
На крыше лайнера оборудована «солнечная» палуба с беседками и лежаками. Стоимость корабля обошлась в 3,5 млрд рублей. «Мустай Карим» совершает круизы по Волге, Черному и Азовскому морям.
На этом же заводе воплощается другой грандиозный проект – теплоход «Николай Жарков» для морского судоходства с лифтами и плавными лестницами. Корабль со стильным лаконичным дизайном будет осваивать пространства от Белого и Балтийского до Каспийского и Черного морей. На водном «исполине» вместимостью на 183 пассажира будет большая прогулочная площадка, ресторан и бары, бассейн и солярий, SPA-зона и музей. В зимний период лайнер будет швартоваться в Москве и выполнять функцию гостиницы. Это повысит его рентабельность и увеличит экономические возможности. Его строительство завершится в 2025 г.
Пассажирские суда в России
Согласно последним данным от Минпромторга РФ, в настоящее время на российских судостроительных предприятиях и верфях строятся 60 речных судов. Однако к 2028 году внутренние водные пути нашей страны должны пополниться ещё 260 гражданскими судами.
- «Пётр Великий». Круизный пассажирский лайнер класса «Волго-Дон Макс», способный вместить 310 человек. Теплоход построен на ССЗ «Лотос» в Астраханской области. Новый российский лайнер, как и другие крупные суда для отдыха на воде, представляет собой плавучий отель с комфортабельными террасами-балконами, носовым обзорным салоном, солнечной палубой с ветрозащитой, бассейном и баром.
- Колесный теплоход «Золотое кольцо» возведен на Астраханском судостроительном заводе «Лотос». Он может плавать по предельному мелководью, что дает возможность совершать уникальные маршруты. Два гребных колеса расположены в корме, длина судна 81,6, ширина 13,8, высота 1,2 м вмещает 170 туристов, движется со скоростью 18 км/час.
- В 2023 г. на предприятии «Эмпериум» было построено 4 судна, работающих от электричества для совершения круизов по Москве-реке и катамаран «ЭкоходЪ 2», отработавший навигацию в Нижнем Новгороде.
- «Метеор». В 2023 г. было построено много судов на подводных крыльях на разных судостроительных предприятиях в нашей стране. Судно предназначено для перевозки пассажиров на расстояние до 600 километров со средней скоростью 65 км/ч. Продолжительность автономного плавания составляет 8 часов. Пассажирский салон с панорамными окнами оборудован креслами авиационного типа.
- «Нептун 23». Скоростное амфибийное судно на воздушной подушке. Предназначено для перевозки до 2,1 т груза или до 22 пассажиров.
- Теплоход «Адмирал Невельской». Предназначен для перевозки 146 пассажиров в каютном размещении, генеральных грузов, контейнеров и автомобилей. Оборудован грузовым краном с возможностью выполнять грузовые операции на необорудованном берегу.
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) идет строительство теплоходов проекта А 45-90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев» вместимостью на 245 пассажиров и стоимостью 5,5 млрд рублей. Они будут ходить по Енисею и заменят старые суда. Их длина 99, ширина 14,6, высота 2 м, вмещают по 245 туристов, для которых будут предложены уютные каюты, рестораны, бары, кинозал, зал для фитнеса, SPA-салон.
Модернизированные корабли
Круизный теплоход проекта PV «Александр Пушкин» модернизировали и усовершенствовали, сократили число мест с 300 до 180, но сделали их более комфортабельными. В 2018 прошла реконструкция и масштабная модернизация теплохода германского производства «Лебединое озеро». Театральное название лайнера говорит само за себя — здесь есть театр, где проводятся театральные постановки, кинозал, салон искусств, кофейни, ресторан.
Ледокол атомоход «50 лет Победы», построенный в конце прошлого века, вновь введен в эксплуатацию в 2007 г. после капитального ремонта. Легенда судоходства теперь может совершать пассажирские круизы в Арктику. Туристам предоставлены каюты со всеми удобствами, ресторан, спортивный зал, бассейн с морской водой и две сауны.
Российское судостроение активно развивается: в отрасли работает множество предприятий и специалистов. Доля пассажирских судов во флоте России составляет около 18%. За последние 10 лет производство увеличилось в 7 раз. В 2023 году было сдано 90 судов разных классов, инвестиции составили более 6 млрд рублей.