Top.Mail.Ru

Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» — самая большая в мире: история и факты

ru.wikipedia.org

Морской флот РФ занимает третье место в мире, уступая только США и Китаю. И «Дмитрий Донской» по праву занимает ведущее место, хотя и выведен из состава вооруженных сил. Этот спущенный на воду в 1982 г. крейсер считается самой большой атомной подводной лодкой в мире и даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса (в 1988 г.). Чем же уникален проект советских инженеров и для чего была создана эта огромная атомная подводная лодка?

Впереди планеты всей

История создания самого большого подводного крейсера «Дмитрий Донской» берет свое начало со времен «холодной войны». Именно в качестве «ответа Америке» на разработку субмарин класса «Огайо» и был начат проект 941 – «Акула».

Подлодки «Огайо» создавались в качестве носителей для ракет «Трайдент I». Советские ученые разработали твердотопливные ракеты Р-39, превосходящие американский аналог и по дальности полета, и по боевой нагрузке. Но за превосходство пришлось платить весом (почти втрое превосходящим заокеанский образец) и габаритами (длина 16,5 м в сравнении с 11 м «Трайдента»). Для новых ракет потребовались и новые атомные подводные лодки (АПЛ).

Работы над проектом 941 начались в КБ «Рубин» в конце 1972 г. Возглавлял работы С.К. Ковалев. А уже в середине 1976 г. на «Севмаше» была заложена первая супертяжелая подводная лодка – тяжелый крейсер 208 (ТК-208).

При этом на самом предприятии пришлось провести крупную модернизацию. Генеральный директор «Севмаша» М. Будниченко с гордостью рассказал корреспондентам ТАСС о строительстве в те годы самого большого в Европе эллинга для монтажа АПЛ. Тогда же был освоен модульно-агрегатный способ строительства субмарин, в разы ускоряющий процесс монтажа.

dzen.ru

Спуск на воду ТК-208 произошел 29 сентября 1980 г., на месяц раньше американского «Огайо». После успешных годичных испытаний в декабре 1981 г. АПЛ была принята государственной комиссией, а в состав ВМФ подлодка была включена годом позже.

Особенным «Дмитрий Донской» считается не только из-за своих габаритов, но и из-за повышенной проходимости в условиях Севера. Большой запас плавучести и особая прочность рубки позволяет субмарине разбивать ледяные глыбы толщиной более 2,5 м.

Интерес представляет и конструкторское решение: два основных корпуса расположены параллельно (принцип катамарана) и полностью дублируют друг друга. При этом две энергетические установки (в отдельных корпусах) работают каждая на свой винт, и даже если одна выходит из строя, на работе другой это не отражается. Корпуса имеют три прохода между собой, так что в случае аварии в одном из корпусов, личный состав может эвакуироваться в параллельный корпус.

Так как боезапас расположен между корпусами, любая авария ракеты не приведет к повреждению субмарины и травмированию экипажа. И это не единственные инновационные разработки.

Конструкция ТК-208

Для наглядности (чтобы представить АПЛ «Дмитрий Донской») субмарину можно сравнить с восьмиподъездным девятиэтажным домом.

drive2.ru

Между особо прочными главными корпусами в передней части АПЛ находится торпедный отсек и шахты для баллистических ракет. В средней части подлодки, между корпусами, защищенный отдельной капсулой расположен центральный пост – модуль управления, откуда ведется управление кораблем при помощи системы «Молибден» и даются команды на стрельбы.

paluba.media

Согласно публикуемым данным, «сердце» АПЛ – энергетическая установка –спроектирована по блочному принципу и состоит из двух реакторов на тепловых нейронах ОК-650 (мощность 190 МВт). Корабль так же оснащен двумя паротурбинными установками, что значительно увеличивает срок полезной эксплуатации подлодки.

Несмотря на внушительные габариты и большое водоизмещение 48 тыс. тонн, «Дмитрий Донской» – самая быстрая «Акула» из шести подлодок, выпущенных в рамках проекта. ТК-208 может развивать скорость до 27 узлов под водой и 12 узлов в надводном положении.

Военное превосходство

Разработка АПЛ по проекту 941 была проведена прежде всего для установления паритета с США и доказательства военного превосходства СССР. Шутка ли – иметь на вооружении одну субмарину, способную контролировать полмира? В 1988 г. «Дмитрий Донской» осуществил во время учений новый тактический прием – подкладка на грунт подводного крейсера с имитацией стрельбы.

После двадцатилетней эксплуатации субмарина прошла модернизацию под испытания нового вида баллистических ракет «Булава». Несмотря на опасения, запустить сорокатонную ракету, минуя стендовые испытания, прямо с борта позволила уникальная конструкция корабля.

rg.ru

В сентябре 2015 г. ТК-208 участвовал в противолодочных учениях. А с 2018 г. успешно сопровождает на испытаниях АПЛ четвертого поколения типа «Борей-А» и «Ясень-М».

Это настоящий «плавучий город», ставший домом для 160 членов экипажа. На борту есть даже зимний сад, где подводники могут восстановить психологическое здоровье в многодневном походе.

Споры вокруг «Левиафана»

Судьбу уникальной субмарины нельзя назвать простой. На фоне кризиса 2000-х атомные подводные лодки третьего поколения даже предлагали переделать в грузовой транспорт. В феврале 2023 г. «Дмитрий Донской» был выведен из состава ВМФ и на данный момент ожидает своей участи на военно-морской базе в Северодвинске. Три из шести АПЛ, созданных по проекту 941, уже утилизированы. Вокруг будущего ТК-208 ведутся ожесточенные споры.

Контр-адмирал Владимир Дудко, член Совета высшего офицерского состава Общероссийской организации «Офицеры России», доктор военных наук, профессор, академик Академии военных наук и инициативная группа ветеранов ВМФ настаивает на сохранении уникального корабля в качестве военного музея.

А Член Президиума Общероссийской организации «Офицеры России», бывший командир подводного крейсера «Томск» капитан 1 ранга запаса Вячеслав Черноус, считает, что при соответствующей модернизации «Дмитрий Донской» мог бы продолжить и боевое дежурство.

По мнению ветеранов-подводников «Дмитрий Донской» стал гарантом мирного сосуществования двух систем, сдерживая экспансию НАТО. Просто разрезать на металл корабль, который строили всей страной, было бы кощунством. В свое время ТК-208 стал инженерным прорывом в судостроении, аналогов которому нет по сей день.

rg.ru

Очень хочется верить, что начальники в высоких кабинетах прислушаются к мнению моряков и сохранят уникальную подлодку в качестве корабля-музея. Сейчас не 90-е, когда уничтожалось и продавалось все, что можно было продать. А использование «Дмитрия Донского» в качестве музея станет хорошим наглядным пособием для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.

Последние комментарии