Самолет Superjet 100 – ближнемагистральный узкофюзеляжный российский пассажирский самолет, который стал первым гражданским лайнером, созданным отечественными производителями после распада СССР. Самолет разработан ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».
Основной целью разработки было удовлетворение потребностей в комфорте пилотов и пассажиров, и этот факт нашел отражение в интерьере и эргономике кабины экипажа и салоне воздушного судна. Преимущества лайнера включают функцию автоматического полёта, усиленные меры безопасности, модульную конструкцию и современные технологии.
Описание самолета
Лайнер Superjet 100 предназначен для эксплуатации на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3 тысяч км при базовой комплектации и до 4,5 тысяч км с увеличенной дальностью полета. Самолет несколько сотен раз проходил испытания в различных ситуациях и прошел сертификацию. Первый полет был совершен в 2008 г., первые серийные самолеты в авиакомпании поступили весной 2011 г.
База компоновочной схемы характеризует модель как низкоплановый лайнер двухмоторного типа, имеющий крылья стреловидной формы и однокилевое оперение. Элементы механизации и обтекатели изготовлены из современных композитных материалов. Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей Sa M146, которые прикреплены к пилонам крыльев. Уровень тяги двигателей до 80 кН.
Дистанционная система управления способна автоматически управлять самолетом, выпускать шасси, управлять тормозной системой. Авионика машины оснащена тройной качественной системой УВК-связи, уберегающей самолет от столкновения в воздухе с другими летающими объектами.
Пассажирский лайнер имеет следующие летно-технические характеристики:
- длина – 29,4 м, высота – 10,28 м, размах крыльев – 27,8 м;
- диаметр фюзеляжа – 3,24 м;
- крейсерская скорость – 830 км/час, максимальная скорость – 860 км/час;
- длина разбега – 1731 м;
- потолок высоты полета – 12 200 м;
- масса пустого самолета – 24250 кг;
- максимальная посадочная масса – 41400 кг;
- число пассажирских мест – 87-108, в базовой комплектации – 98;
- объем багажных отсеков – 21,7 м3;
- расход топлива – 1864 кг в час;
- экипаж – 2 пилота и 1 бортпроводник.
Создана импортозамещенная версия авиалайнера, которая оснащена комплектующими российского производства и новыми отечественным двигателем ПД-8. Часть механизации крыла, носовой обтекатель и некоторые детали самолета выполнены из инновационных композитных материалов, которые производит ОАО «ВАКО» в Воронеже.
Позиция на рынке
Суперджет 100 в основном эксплуатируется российскими авиакомпаниями:
- «Россия» – 78 единиц;
- «Азимут» – 20 единиц;
- «Ямал» – 15;
- «Ред Виндс» – 20.
Самолет активно используется МВД и МЧС.
Сейчас в России летает 160 Суперджетов 100. Машина оказалась самым рентабельным вариантом для российской авиационной отрасли в текущих экономических условиях.
Дизайн и особенности кабины пилота
Суперджет 100 обладает современной «стеклянной» кабиной, которая оснащена пятью многофункциональными дисплеями и боковой ручкой управления вместо штурвала. Высокая степень автоматизации позволяет управлять как в ручном, так и в автоматическом режиме. Бортовая система способна производить полный анализ всех составляющих самолета и оповещать пилота о малейших неисправностях.

На экране навигационного дисплея, напоминающего автомобильный навигатор, отображается пространственное положение воздушного судна: подъем носа, хвоста и крыльев, а также место назначения, местонахождение в реальном времени в данный момент, расстояние, которое лайнер уже пролетел и какое предстоит пролететь.
В бортовой компьютер перед полетом заносятся данные о маршруте полета, массу, скорость на взлете, направление ветра, подъемные силы самолета. Устройство считает количество топлива на совершение полета, время полета.

В кабине имеются часы, ручка выпуска и уборки шасси, педали тормозной системы. Предусмотрены тумблеры управления спойлерами – откидными щетками, расположенными на верхней плоскости крыльев, они создают дополнительное сопротивление и служат воздушным тормозом для снижения скорости, особенно перед посадкой.
Кнопка автопилота включается после взлета при наборе необходимой высоты. Посадка на автопилоте осуществляется при особых климатических условиях – тумане, метели, сильном ливне.

Нажатием на кнопки в кабине устанавливается оптимальная температура, влажность и давление. Комфорт обеспечивает система кондиционирования и поглощения шума.
Особое внимание в кабине уделено креслу пилота. В самолете расположено 3 кресла, 2 из них одинаковые, предназначены для командира экипажа и второго пилота, третье для инспектора. Кресла установлены на рельсах пола, что дает возможность перемещаться и регулировать сиденье в разных плоскостях.

Спинка и сиденья изготовлены из 100% шерстяной ткани, боковины из полиэстера. Один из двух подлокотников больше по ширине для удобного расположения руки и управления боковой ручкой, заменяющей штурвал.
Пассажирский салон
Пассажирский салон располагается в середине фюзеляжа между кабиной пилота и хвостовым отсеком, изолирован от окружающей среды и позволяет поддерживать комфортный микроклимат – оптимальную температуру, давление, влажность. В салоне работают кондиционеры и система поглощения шума.

В пассажирском отсеке располагается 20 поперечных рядов кресел по 5 кресел (3+2) в каждом. Ширина посадочных мест 465 см. Ширина прохода между рядами – 3,2 м, высота салона – 2,1 м. Световая дорожка на полу указывает направление к выходу.
Расстояние между первыми тремя рядами кресел в практичной тканевой обивке, относящиеся к салону бизнес-класса, составляет 90 см. Шаг кресел с 6 по 20 ряды в салоне экономкласса – 75-80 см, что позволяет пассажирам вытянуть ноги, не задевая впереди стоящие сиденья. Каждое кресло оборудовано подсветкой и вентилятором.
Откидные столики, просторные багажные полки для ручной клади, яркое освещение от светодиодных ламп, индивидуальные панели с кнопками вызова персонала – все эти удобства обеспечивают комфорт пассажирам во время полета. Интерьер с «новинками» обошелся в сумму 6,3 млн долларов при каталожной цене всего самолета 30 млн долларов.

Вход и выход пассажиров происходит через две двери, расположенные в передней и задней частях салона. Для погрузки продуктов питания предусмотрено 2 служебные двери. В салоне имеется кухонный отсек и 2 туалетные комнаты.
Система безопасности
Пилоты считают безопасность изюминкой пассажирского лайнера Superjet 100. Уникальная система защиты и высокий уровень автоматизации не позволяют самолету превысить максимально разрешенные параметры там, где это влияет на безопасность полетов. Система сама себя контролирует и прерывает запуск двигателей в случае обнаружения неисправности. Многоуровневый автоматический самоконтроль не допускает ошибки пилота из-за невнимательности или стрессовых ситуаций. Суперджет 100 максимально отвечает современным требованиям перевозки пассажиров.
В случае возникновения пожара срабатывает противопожарная система – загорается индикатор, показывающий в какой части самолета зафиксирован очаг возгорания. Включается автоматический режим пожаротушения. Ручные огнетушители находятся в салоне и кабине пилота. Имеется ручка открытия окна.
Заключение
Superjet-100 – высокотехнологичный воздушный лайнер нового поколения. Первый российский самолет, полностью спроектированный на основе цифровых технологий. Машина создана с применением инновационных технологий в области аэродинамики, силовой установки и других систем, которые обеспечивают высокий уровень эксплуатационной эффективности. В его производстве применяли не используемые ранее в отечественном самолетостроении технологии – бесстапельную сборку, автоматическую клепку и стыковку агрегатов. Пассажирское судно значительно лучше подготовлен к чрезвычайным ситуациям, чем его предшественники и некоторые современные зарубежные аналоги. Лайнер справляется с обледенением, полетом в области вулканического пепла и другими препятствиями и сложностями.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.