В 2025 году в России начнется серийный выпуск среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов МС-21-300, которые будут востребованы для пассажирских авиаперевозок внутри страны. Этот сверхсовременный лайнер, разработанный отечественными авиастроителями, представляет собой первую полностью импортозамещенную модель, что является важным достижением для российской авиационной промышленности.
Создание МС-21 имеет стратегическое значение: самолёт XXI века станет основой для обновления парка воздушных судов в России, а также обеспечит конкурентоспособность на мировом рынке. В ближайшие годы лайнер будет активно использоваться такими крупнейшими российскими авиакомпаниями, как «Аэрофлот» и «Россия». Кроме того, МС-21-300 станет важным игроком на международной арене, составив конкуренцию таким гигантам, как Boeing 737 и Airbus A320. Эксперты прогнозируют, что через несколько лет МС-21-300 займёт 5-10% мирового рынка в своём сегменте.
История создания самолета

Семейство российских воздушных судов МС-21 призваны сменить советские «Ту», «Ан» и «Як». Разработка новых самолетов стартовала в начале 2000-х годов в опытно-конструкторском бюро им. А. С. Яковлева. В своей работе специалисты использовали технические наработки проекта самолета аналогичного назначения «Як-24». В 2004 г. ОКБ вошло в состав корпорации «Иркут», а в 2009 г. здесь был создан Инженерный центр, который совместно с Центральным Аэрогидродинамическим институтом имени Н.Е. Жуковского и ведущими научными институтами страны приступил к разработке принципиально новейшей модели самолета.
Одним из ключевых конструкторских решений было увеличение диаметра фюзеляжа и возможность перекомпоновки салона для разных авиаперевозчиков. Был сконструирован самый широкий в своем классе фюзеляж с целью обеспечения повышенного комфорта и уменьшения времени на посадку и высадку пассажиров.
Суммарные затраты на проект составили порядка 500 млрд рублей (8 млрд долларов). В его реализации большое влияние оказала политика, а западные санкции послужили мощным двигателем.
Опытный образец самолета МС-21-300 подвергался всевозможным сертификационным испытаниям. Их проводили:
- при высоких и низких отрицательных температурах;
- в условиях естественного обледенения при толщине льда 7,6 см;
- при полете на разных высотах;
- посадке в темное время суток;
- взлете и посадке с имитацией отказа одного из двух двигателей или при попадании воды в турбину.
При проверке даже пропустили пепел камчатского вулкана Шевелыч. А новое остекление кабины выдержало попадание стаи птиц на скорости полета 600 км/час.
Эксплуатационные характеристики лайнера не подвели. Он продемонстрировал прочность, устойчивость, управляемость, работоспособность бортовых систем в любых условиях, в штатном режиме и без сбоев.
Лайнер, собранный на Иркутском авиационном заводе, первый полет совершил 28 мая 2017 г., в середине декабря 2020 г. осуществил первый полет с российским двигателем ПД-14. В августе 2022 г. было выполнено 100, а за 4 последних года было 800 испытательных полетов. Начало эксплуатации самолета российскими авиакомпаниями намечено на 2025-2026 годы.
Технические характеристики самолета

МС-21-300 включил в себя самые последние разработки самолетостроения и по многим показателям составил конкуренцию мировым брендам:
- длина самолета – 42,3 м, размах крыльев – 35,9, высота – 11,5 м, ширина салона – 3,81, диаметр фюзеляжа – 4,06 м;
- максимальные значения: взлетной массы – 79250 кг, посадочной – 69100 кг, коммерческой нагрузки – 22600 кг, заправки топливом – 20400 кг;
- вместительность – от 163 до 211 пассажиров;
- самая большая дальность полета без дозаправки 6000 км, скорость 870 км/час.
Показатели для сравнения воздушного судна МС-21-300 с Boeing 737 Max 8 и Airbus A320 neo:
- Стартовая цена (каталожная стоимость) российского самолета 90 – 95 млн долларов, более чем на 10 млн долларов ниже, чем у конкурентов;
- Шаг кресел в МС-21-300 – 81,2 см, в иностранных – по 76 см;
- Диаметр фюзеляжа – 4,06 м (3,76 и 3,9 м соответственно);
- Максимальная нагрузка – 22,6 т (19,5 и 20 т);
- Скорость полета – 870 км/час (840 и 820 у иностранных брендов);
- Максимальная вместительность багажа – 49 м3 (43,5 и 44);
- Стоимость летного часа, включающая стоимость топлива, обслуживания, заработной платы пилотов и т.д. –- 2,1 тыс. долларов (2,5 и 3,2 соответственно).
Показатели свидетельствуют о том, что лайнер российского производства оказался дешевле, ВТО же время технологичнее и удобнее двух самых известных и востребованных самолетов в мире. Самый широкий фюзеляж обеспечивает пассажирам простор и объем личного пространства. Широкий центральный проход между блоками кресел, большие багажные полки – все это обеспечивает качественно новый уровень комфорта, снижает время на посадку, высадку и загрузку багажа. А возможность экономии даже нескольких минут оборачивается авиакомпаниям в сумму 2–3 млн долларов дополнительных доходов и увеличивает показатель налета своего авиапарка.
Российский самолет на 25% потребляет топлива меньше, чем иностранные аналоги. Бортовая система технического обслуживания охватывает 100% систем МС-21-300, что доказывает его надежность и значительно сокращает время простоев лайнера в аэропорту.
Новые технологии и инновации при создании самолета

С целью снижения массы машины и достижения уникальных характеристик обшивка крыла и некоторые компоненты фюзеляжа были выполнены из композитных материалов взамен традиционным алюминиевым сплавам. Доля композитов (пластиков, армированных углеводородными волокнами) в конструкции занимает более 30%. За счет углеволокон достигается очень высокая прочность готового материала. Панели облицовки крыла из композита прикреплены к алюминиевым деталям каркаса. Они снизили вес и толщину крыла, что привело к улучшению аэродинамики полета, меньшей потребной тяге двигателя, сокращению расхода топлива, вредоносных выбросов в атмосферу и шума во время полета.
Кабина пилота остеклена силикатным стеклом, выполненного по технологии ионообменного упрочнения: 4 силикатных стекла между собой склеены полимерной пленкой. Остекление со сложной геометрией в 8 раз прочнее обычного лобового стекла, обладает функцией электрического обогрева, не запотевает при перепадах температур в атмосфере и на земле, сохраняя высокие оптические свойства.
Комфорт в салоне

Конструкция кресел в салоне удобна для людей разной комплекции и инвалидов. Достаточно широкий центральный проход позволяет пассажирам свободно передвигаться и водружать чемоданы и сумки на багажные полки, не ограничивая пространство попутчиков.
Большое количество иллюминаторов обеспечивают естественное освещение и возможность лучшего обзора за бортом. Для комфортного микроклимата в салоне установлены новейшие биологические фильтры, система увлажнения воздуха, зоны регулирования температуры.
Российский самолет МС-21-300 полностью соответствует отраслевым требованиям безопасности и международным стандартам, имеет достоинства и преимущества перед аналогичными машинами популярных мировых брендов, может эксплуатироваться без сезонных перерывов во всех климатических зонах. Многочисленные аэродинамические и прочностные испытания подтвердили правильность конструктивных решений. Разработка лайнера дала мощный толчок для внедрения инноваций и проведению масштабного перевооружения производственных мощностей большинству предприятиям ОАК, созданию новых высокотехнологичных комплексов.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.