На берегу Лены полным ходом идет возрождение советского судоремонтного завода – Жатайской судоверфи. Проект должен решить проблему катастрофического старения речного флота в Ленском бассейне и Арктической зоне, где средний возраст судов превышает 40 лет. Вложения в проект – 6,3 млрд рублей.
Исторический контекст
История Жатайского предприятия началась в 1942 году, когда на берегу Лены неподалеку от Якутска организовали зимний отстой судов. Удобная локация быстро превратилась в центр ремонта флота, а поселок вокруг предприятия начал активно развиваться.
К 1950-м годам здесь уже работал плавучий док, а в следующем десятилетии ввели в эксплуатацию стапель, что позволило проводить все виды ремонта в навигационных условиях.
Расцвет предприятия пришелся на конец 1960-х, когда завод начал не только ремонтировать, но и строить новые суда, заняв важное место в судостроительной отрасли страны. Однако сложные 1990-е годы строительство новых судов прекратилось, и предприятие выживало лишь за счет текущего ремонта действующего флота.
Масштаб и инвестиции

Решение о возрождении предприятия было принято в 2018 году. В 2019 начались практические работы по созданию на базе старого завода современного высокотехнологичного производства. Общая сумма инвестиций в проект превысила 6 млрд рублей.
Стоит отметить, что изначально завершение проекта было намечено на 2022 год, но из-за ввода санкций затраты моментально увеличились. В связи с этим было приянто решение о полной передаче пакета акций «Жатайской судоверфи» в собственность республики Саха.
Ключевые характеристики предприятия:
- производственная мощность – до 10 речных судов в год и модернизация 5-6 существующих судов;
- площадь комплекса – более 20 тыс. кв. м;
- переработка металлоконструкций – 10 тыс. тонн в год;
- Создаваемые рабочие места – около 600-664.
Строительство верфи находится на завершающей стадии. По состоянию на октябрь 2025 года, готовность объекта оценивается в 95%.

Проект разделен на три пусковых комплекса, два из которых уже сданы: стапельные пути и цеховая часть блока корпусных производств. Полный ввод предприятия в эксплуатацию намечен на ноябрь-декабрь текущего года.
Перспективы
Предприятие уже начало производственную деятельность – завершается строительство первой баржи для Сунтарского района, 19-метрового парома для перевозки сельхозтехники. Также заключено соглашение с АО «Колымская судоходная компания» на строительство несамоходной комбинированной баржи.
До 2036 года на Жатайской судоверфи планируют построить около 100-130 речных судов различных типов: от барж и буксиров до плавучих доков и арктических судов класса «река-море».
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.