Top.Mail.Ru

Экранолеты и экранопланы в России: инновации и их роль в транспортной авиации

pinterest.com

Незаслуженно забытый проект советских времен сейчас переживает второе рождение. В свое время российские инженеры заставили глубоко задуматься американских конструкторов и военных, продемонстрировав гибрид корабля и самолета – экраноплан. Что это такое и в чем его отличие от экранолета? Рассмотрим далее.

Корабль или самолет?

Экраноплан – это некий гибрид водного судна и самолета. В отличие от плавсредств на воздушной подушке, экраноплан движется над водой не за счет вентиляторов, поднимающих корпус, а за счет подъемной силы, возникающей под крылом.

Грубо говоря, судно на воздушной подушке сначала поднимается над поверхностью, а потом начинает движение, экраноплану нужно сначала разогнаться, чтобы давление, возникшее под крылом, подняло его в воздух. То есть экраноплан по своей сути самолет, только летящий на высоте 1-10 м.

Экраноплан, названный американцами «Каспийский монстр», источник фото: drive2.ru

В отличие от самолетов, имеющих узкий корпус и сравнительно тонкие крылья с большим размахом, у экранопланов широкий корпус и широкое короткое крыло, ведь чем больше поверхность экрана, тем лучше скоростные свойства.

Экранолет разрабатывался как наземно-воздушный транспорт, сочетающий в себе свойства и корабля, и самолета. В отличие от экраноплана, предназначенного для «скольжения» над землей или водой, экранолет должен был быть способен подниматься на несколько тысяч метров над землей, как самолет.

Если до постройки и эксплуатации экранопланов дело дошло, то экранолеты так и остались на стадии проекта и рабочих образцов.

Развитие экранопланов в России: история и достижения

Идея корабля-самолета принадлежит Р.Е. Алексееву – создателю катеров на подводных крыльях. Именно он предположил, что увеличить скорость любого судна можно, сократив площадь его соприкосновения с водой.

В 1962 г. руководитель КБ, автор «Ракет», «Метеоров», «Буревестников» и других гражданских судов на подводных крыльях приступил к проекту по созданию первого советского экраноплана.

fdp.nntu.ru

Корабль-макет (КМ) по задумке имел гигантские размеры:

  • размах крыла – 37,6 м;
  • длина корпуса – 92 м;
  • максимальная взлётная масса – 544 тонны.

До появления грузового самолета АН-225 корабль-макет был самым тяжелым летательным аппаратом.

В большей степени КМ служил не практическим целям, а демонстрационным. Ведь такой аппарат мог нести большую массу вооружения и был неуязвим для радаров из-за низкого полета. Более рабочая модель «Лунь» появилась немного позже и была реалистичнее КМ.

Испытания КМ продолжались вплоть до 1980 г.

fdp.nntu.ru
Экраноплан «Лунь» на несущем доке, источник фото: drive2.ru

В 1974 г. по заказу Минобороны был разработан десантный экраноплан для ВМФ «Орленок». Машина позволяла перевезти 200 десантников с полным вооружением и две боевые машины (танки, БТР, БМП) на расстоянии 1,5 тыс. км.

Экраноплан «Орленок», источник фото: fdp.nntu.ru

Всего на вооружении ВМФ стояло 5 экранопланов «Орленок» (планировался серийный выпуск 120 единиц).

Из-за «пограничного» состояния этих боевых машин возникло критическое противоречие: ВМФ считал экранопланы самолетами, в ВВС – кораблями. Поэтому после смерти Р.Е. Алексеева разработки в области экранопланов и экранолетов были заморожены.

Интерес к экранопланам и экранолетам возродился в 2011 г., но уже не в качестве военной техники, а как к экономичному транспортному средству с высокой грузоподъемностью.

Современные российские экранопланы

В 2011 г. был начат проект по разработке экранопланов нового поколения «Чайка» для транспортировки грузов и пассажиров в прибрежных районах. Технические характеристики:

  • длина – 47,6 м.;
  • размах крыльев – 45,3 м.;
  • грузоподъемность – 20 т;
  • дальность полета – 5 тыс. км.;
  • скорость – 410 км/час.

Пока «Чайка» существует в качестве опытного образца, в серийное производство не запущена.

На сегодняшний день экранопланы выпускает объединение «Орион», но аппараты, такие как «Орион-12», «Орион-14» и «Орион-20», в основном идут на экспорт в Иран и страны Юго-Восточной Азии.

В ноябре 2023 г. на Онежском озере проведены испытания опытного экраноплана «Орион-25», предназначенного для нужд МЧС.

ixbt.com

Из технических характеристик известно, что машина весит 14 т, может брать на борт 30 пассажиров и развивать скорость до 500 км/час.

В России экранопланы не нашли своего применения.

Преимущества экранопланов перед традиционными транспортными средствами

Несмотря на то, что проектирование экранопланов началось более полувека назад, у этих аппаратов есть ряд несомненных преимуществ:

  • Безопасность. В отличие от самолета при поломке или внештатной ситуации экраноплан может просто опуститься на воду и дрейфовать как обычное судно. А наличие стартовой и маршевой группы двигателей позволяет снизить опасность отключения какого-либо из двигателей.
  • Высокая скорость. Экранопланы развивают скорость 400-600 км/час, это гораздо выше, чем у вездеходов на воздушной подушке, и даже больше ракет на подводных крыльях.
  • Высокая грузоподъемность. Экранопланы могут перемещать грузы большие по массе, чем самолеты за счет сложения подъемной силы с силой экранного эффекта.
  • Не нужна специальная взлетная полоса, достаточно ровного участка суши или поверхности воды.

Немаловажным фактором является и существенная экономия топлива в сравнении с перемещением такого же груза самолетами или автотранспортом.

Проблемы в использовании экранопланов

В эксплуатации экранопланов специалисты отмечают низкую маневренность – у громоздких машин еще на стадии испытаний проявляются проблемы с поворотами и сменой высоты (именно при повороте потерпел катастрофу «Орленок», последствия которой привели к гибели Р.Е. Алексеева). Кроме того, для экранопланов требуется наличие специального дока для межполетного обслуживания.

Поскольку экранопланы и экранолеты не относятся ни к наводному, ни к воздушному транспорту, их запрещено эксплуатировать в международных водах. Такое «пограничное» состояние агрегата создает серьезный правовой пробел и при сертификации новых машин и при определении условий их эксплуатации.

На риторический вопрос: почему экранопланы и экранолеты не запускаются в серийное производство? Можно ответить односложно – дорого.

В СССР, когда основой для научных разработок служила идеология, инновационные идеи финансировались государством. Сейчас любой инвестор хочет получить конкретную выгоду, а экономия и области применения экранопланов и экранолетов весьма туманны. Именно поэтому, хоть и ведутся испытания и усовершенствование существующих моделей, до серийного выпуска дело не доходит.

Перспективы дальнейших разработок экранопланов и экранолетов

С развалом СССР, появлением самолетов с вертикальным взлетом и другой техники в России интерес к экранопланам и экранолетам заметно угас. Чего не скажешь о мировом авиастроении.

В 20-х годах этого века тема экранопланов активно развивается в Китае, США, Южной Корее, Иране, Австралии и Сингапуре. При этом правительства ряда стран оказывают государственную поддержку научным разработкам. Сейчас в мире построено более 50 экспериментальных и опытных образцов экранопланов. Свою версию современного экраноплана Airfish-8 в 2024 г. представила сингапурская компания ST Engineering.

techcult.ru

Запуск серийного производства намечен на 2025 г.

В России активно ведется разработка экранопланов и экранолетов для перевозок в сложных условиях Арктики, что позволит сделать сообщение с северными районами круглогодичным, а не только во время навигации. Рассматривается вопрос о применении экранопланов в поисковых работах МЧС или при борьбе с контрабандой и браконьерством силовыми ведомствами.

Для военных нужд требуется кардинально новое решение, так как существующие наработки экранопланов морально устарели, несмотря на пропагандируемую «незаметность» летательных аппаратов.

У экранопланов и экранолетов есть и сторонники, считающие аппарат «транспортом будущего», и противники, сомневающиеся в преимуществах такой техники. Главной проблемой в развитии этого направления аэростроения является, как и во многих случаях, отсутствие достаточного финансирования. Но в России всегда было достаточно новаторов и энтузиастов, поэтому идея Алексеева, несомненно, будет иметь продолжение.

Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.

Последние комментарии