Top.Mail.Ru

Развитие судостроительной отрасли в России

flagman-news.ru

Обострение внешнеполитической ситуации в феврале – марте 2022 г. в связи с событиями на Украине и последовавших жестких санкций в отношении России породили волну кризиса в экономике, причем в самой же Европе. Это в значительной степени увеличило спрос на морские перевозки и повысило цены на фрахт и страховку.

Из-за проблем с газом и электроснабжением рост производственных мощностей в странах ЕС остается под большим вопросом, при этом спрос на перевозки специализированным тоннажем показал беспрецедентный рост, начиная со второго полугодия 2022 г. Эти факторы явились решающим стимулом для развития судостроительной отрасли в России. В каких направлениях сейчас развивается эта отрасль производства, расскажем далее.

Динамика показателей судостроения

В связи с кризисом поставок в 2022 г. наметился некоторый спад производства в судостроении. Рассмотрим основные данные по отрасли за 2022-2023 гг.

Показатели 2022 г.

По данным портала «Коммерсантъ», основанным на рейтинге INFOLine в 2022 г., производство судов в 2022 г. сократилось на 20%. В частности, производство:

  • судов водоизмещением более 50 тонн сократилось на 18 шт. и составило 70 единиц;
  • судов водоизмещением менее 50 тонн – в 2,6 раза (91 единица);
  • судов гражданского назначения – на 11% (55 единиц);
  • судов военных и судов специального назначения, включая подводные лодки почти на 50% (15 единиц).

При этом 53,2% сданных объектов – корабли танкерного флота, но в производстве сухогрузов наблюдался значительный спад: если в 2020 г. было сдано 17 кораблей, то в 2021 уже 16 единиц, а в 2022 г. всего 4 штуки.

По мнению главы компании «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, такой кризис производства связан с отсутствием поставок винторулевых колонок Shottel, производимых в Германии.

Если рассматривать динамику производства по основным судостроительным предприятиям, то объемы 2021-2022 гг. будут выглядеть следующим образом:

kommersant.ru

Как видно из диаграммы, лидером по производству судов является Объеденная судостроительная корпорация (ОСК). ССК «Звезда» вышла на вторую позицию по ценовым объемам производства в 2022 г. – 24 млрд руб. благодаря сдаче двух крупнотоннажных танкеров (водоизмещение 136,7 тыс. тонн) Aframax для «Совкомфлота» и «Роснефтефлота».

Аналогично позитивный рост объемов производства по стоимости выпущенной продукции продемонстрировал холдинг «Ак Барс» за счет передачи заказчику двух лоцмейстерских судов класса Ice3, трех противодиверсионных катеров и малого ракетного корабля.

Тем не менее М. Бурмистров отмечает, что у ССК «Звезда» могут быть сложности с реализации программы по строительству крупнотоннажных транспортных судов для нужд северного морского пароходства, так как предприятие зависимо от поставок оборудования из Южной Кореи (с июля 2022 г. сотрудничество прекращено).

ОСК, несмотря на то что заказчики требуют установку зарубежного оборудования, ищет альтернативные пути снабжения. Так, например винторулевые колонки для сухогрузов RSD 59 предприятию поставляет завод «Вега» в Боровске. Корпорация ищет пути импортозамещения инвестируя в собственные разработки и заключая контракты с дружественными странами. Главный инженер корпорации привел пример: проект нового ледокола 21900М2, реализуемый на Выборгской верфи полностью оснащен отечественным оборудованием и разработками специалистов Азиатского региона. Из 250 позиции ранее поставлявшихся из Европы и США, все 250 закрыты альтернативными узлами.

По мнению экспертов, в 2023 г. подъем отрасли наблюдался за счет монтажа судов еще с использованием оборудования, поставленного до 2022 г., а вот в 2024 г. с передачей судов могут возникнуть сложности в связи с перепроектированием основного судового оборудования и переноса сроков сдачи.

Показатели 2023 г.

Журнал «Палуба» опубликовал статистические данные по состоянию отрасли в 2023 году.

Производство пассажирских судов

В 2023 г. российские предприятия сдали 18 единиц плавсредств для пассажирских перевозок. Наиболее инновационным, по мнению специалистов, является верфь «Эмпериум», принадлежащая НПК «Морсвязьавтоматика». Предприятие специализируется на производстве электросудов и инфраструктуры для их обслуживания. В 2023 г. предприятие сдало 18 судов, среди них 4 пассажирских речных корабля ECOBUS и электрокатамаран «ЭкоходЪ 2».

Кроме того, для эксплуатации электросудов Пермской судоверфью оборудовано 10 причалов с зарядными устройствами.

ЦКБ по судам на подводных крыльях разработало новые модификации судов типа «Метеор». В 2023 г. спущены на воду два СПК типа «Метеор 120Р»: «Конструктор Алексеев» и «Капитан Полуэктов». Зеленодольский судостроительный завод выпустил 4 судна типа 03830 «Метеор-2020» и судно проекта А-217.

Ленинградская судоверфь «Парящие машины» в рамках реализации проекта по производству пассажирского водного транспорта на воздушной подушке «Нептун 23» уже к маю 2023 г. выпустило 2 судна для эксплуатации на озере Селигер.

Компания, входящая в ОСК – Средне-Невский судостроительный завод, освоила выпуск пассажирских катамаранов типа 04580 «Котлин» для обслуживания экскурсий в Кронштадте. На 2024-2025 гг. запланировано выпустить еще 6 судов подобного типа.

Производство судов для промыслового флота

За 2023 г. совокупно верфи Северо-Западных предприятий и расположенные на Дальнем Востоке сдали в эксплуатацию 9 судов. Предприятие, входящие в ОСК:

  • Выборгский судостроительный завод сдал 2 судна: крупное по проекту КМТ01 и среднее пол проекту КМТ02.1.
  • «Адмиралтейские верфи» произвели два больших морозильных траулера проекта СТ-192 «Механик Сизов» и «Механик Маслак».

Онежский судостроительно-судоремонтный завод сдал краболовное судно типа 5712LS. Два других краболовных траулера проекта 03141 спустил на воду Хабаровский судостроительный завод: в марте «Омолон», и в сентябре «Кедон». На краболовах этого же проекта специализируется и Амурский судостроительный завод в 2023 г. он передал заказчикам два промысловых судна.

Производство наливных судов

В связи с прекращением эксплуатации «Северного потока» и переориентации логистики поставок жидких энергоносителей на восток существенно вырос спрос на суда танкерного типа. В 2023 г. СК «Звезда» выпустило 2 судна типа «Афрамакс» и наливное судно для нефти типа 114К «Академик Губкин». В конце 2023 г. (в декабре) спущен на воду танкер «Восточный проспект».

Судостроительные завод «Лотос» (ОСК) произвело 3 судна для перевозки сжиженных химических соединений типа «река – море» RTS 25/7 и танкер для перевозки химической продукции «Волготранс – 2501». В «Астраханском судостроительном производственном объединении» разработаны и произведены 2 судна для перевозки химии типа 00216М «Сергей Львов» и «Азимут-1».

Сухогрузный флот

Лидером по строительству сухогрузов является завод «Красное Сормово» (ОСК), в 2023 г. заказчикам было передано 8 судов класса «река – море» типа RSD59 от общего контракта на 11 единиц. На втором месте – Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, сдавший 4 баржи типа 6.68М, из общего контракта с Енисейским пароходством на 10 таких несамоходных площадок.

Резюмируя статистические данные, можно привести показатели, опубликованные порталом «Национальная оборона». Эксперты аналитической группы отметили существенный прирост прироста и ввода в эксплуатацию кораблей, судов и платформ различного назначения. Производство увеличилось в 2,4 раза по водоизмещению и достигло 1,2 млн тонн. Большую роль в наращивании мощностей играет процесс технического перевооружения верфей и судостроительных заводов.

Перспективы развития

Агентство «Интерфакс» в сентябре прошлого года опубликовало некоторые показатели заложенные в Программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» представленной Правительством РФ на 2024–2026 гг.

В рамках развития производства и поддержки российских производителей Правительство РФ запланировало увеличить субсидии на 6,58 млрд руб., начиная с 2024 г.

В этом году сумма господдержки увеличится с 11,8 млрд руб. до 18,39 млрд руб. На 2025 г. запланировано увеличение финансирования на 5% до 16,08 млрд руб.

Предполагается, что в следующем году судостроительные заводы смогут завершить техническое перевооружение, поэтому в 2026 г. можно будет сократить финансирование из бюджета до 14,8 млрд руб. (-8%).

Такое увеличение плановых показателей обусловлено потребностью в инвестициях в разработку и внедрению судового комплексного оборудования (СКО), ведь именно оно почти 100% закупалось у импортеров. Кроме того, в рамках программы предусмотрено восстановление Азовского судоремонтного завода пострадавшего в ходе СВО.

Прежде всего государственная поддержка направлена на модернизацию и техническое перевооружение имеющихся производственных мощностей.

Стратегия развития судостроительной отрасли до 2035 г. подразумевает:

  • строительство тяжелого стапеля на заводе «Северная верфь»;
  • запуск II очереди СК «Звезда»;
  • техническую модернизацию Выборгского ССЗ;
  • реконструкцию доков и строительство дополнительных мощностей ЦС «Звездочка»;
  • создание верфи с цифровыми технологии на базе Онежского ССРЗ.

По данным аналитического отчета, подготовленного консалтинговой компании SBS Consulting, потребность в капитальных вложениях для модернизации производственных мощностей российских судостроительных предприятий до 2035 г. составляет почти 2 трлн рублей (1,959 трлн руб.).

На сегодняшний день, по оценке SBS Consulting, дефицит мощностей по судам морского класса составляет 7,4 млн дедвейт, речного – 0,35 млн дедвейт.

При запланированных перевозках экспортных товаров хотя бы на 50% силами отечественного речного и морского транспорта, в первую очередь танкерами и сухогрузами необходимо ввод в эксплуатацию дополнительных судостроительных мощностей. Так как, по статистике за 1 полугодие 2024 г., российские судостроители могут выпускать суда с максимальной полезной грузоподъемностью суммарно на 2,3 млн дедвейт ежегодно.

Решением данной проблемы, считают аналитики РБК, может стать модернизация двух заводов под строительство крупнотоннажных морских судов – Балтийского СЗ (Санкт-Петербург) и СЗ «Залив» (Керчь). Расширение производственных мощностей и комплексная модернизация завода «Севмаш» в Северодвинске позволит предприятию работать не только на оборонную промышленность, но и для нужд гражданской экономики. В остальных случаях расширять производство будет достаточно проблематично, так как площади судостроительных заводов ограничены городской застройкой и другой инфраструктурой.

Несмотря на растущие показатели производства, судостроительной отрасли России еще очень далеко до показателей мировых лидеров – Китая и Кореи. И, скорее всего, международные грузы российского производства в ближайшие годы будут перевозиться зафрактованным водным транспортом из дружественных стран. Как бы ни был высок интерес зарубежных заказчиков к продукции отечественного судостроения, слабая база НИОКР и долгий процесс разработки СКО по программе импортозамещения существенно тормозит развитие отрасли.

Последние комментарии