Трудно представить, но еще в середине прошлого века советский маломерный флот, включая катера и яхты, был преимущественно деревянным. Постепенно дерево стал вытеснять дорогой, но более прочный алюминий. И только в 90-х годах в России появился первый кооператив «Курс», изготавливающий катера из стеклопластика.
Несмотря на несомненные достоинства стеклопластика, из 150 тыс. маломерных судов, ежегодно выпускаемых в РФ, только 6,6 тыс. шт. (4,4%) – пластиковые. Но это если рассматривать корпуса. В чем же причина игнорирования современных материалов и технологий?
Маломерные суда из стеклопластика
В США и странах Европы формировать корпуса маломерных судов из стеклопластика стали еще с 1958 г. В России такие катера появились чуть позже – в середине 70-х годов. Но из-за того, что волокна располагались хаотично, а рецепт смол был несовершенен, катера и яхты получались слишком тяжелыми.
После внедрения технологии изготовления стеклопластика с направленными волокнами и усовершенствования рецепта смол производство корпусов катеров и яхт из этого материала стало набирать обороты.
Основными конкурентами стеклопластика на рынке маломерных судов является алюминий и пластик. По сравнению с ними стеклопластик имеет как преимущества, так и недостатки.
Среди достоинств стоит отметить:
- Долгий период эксплуатации. Стеклопластик не подвержен коррозии, при воздействии ультрафиолета не теряет своих свойств, устойчив к механическим нагрузкам (жесткая швартовка, столкновение с подводными объектами и т.п.). Средний срок службы катера или яхты со стеклопластиковым корпусом 25 и более лет.
- Легкий вес. Корпус судна из стеклопластика значительно легче алюминиевого, а значит дает меньшую осадку. А за счет водоотталкивающих свойств при длительном пребывании на воде стеклопластиковый корпус весит меньше деревянного. Поэтому у стеклопластика масса преимуществ при транспортировке.
- Экономия топлива. Этот пункт напрямую истекает из предыдущего. Легкой лодке нужен менее мощный двигатель, а значит расход топлива снижается.
- Большая грузоподъемность. Опять же за счет меньшей осадки и малого веса корпуса на катер или яхту можно взять больше груза.
- Аэродинамические свойства. За счет гладкого лакокрасочного покрытия и отсутствия соединительных швов повышается аэродинамика. К тому же гладкая поверхность создает высоко эстетичный внешний вид.
- Легкость в ремонте при появлении трещин и сколов.
- Хорошие теплоизоляционные свойства и шумопоглощение. Катер или яхта со стеклопластиковым корпусом не нагревается, меньше вибрирует и гасит шум.
По цене маломерные суда из стеклопластика гораздо дешевле алюминиевых.
Но в каждой бочке меда есть ложка дегтя. При мелкопартионном («кустарном») производстве корпус из стеклопластика может иметь пористую структуру. В поры попадает влага, материал набухает и деформируется. Поэтому при выборе стеклопластикового корпуса целесообразнее обратиться к проверенным крупным производителям.
Второй минус стеклопластика – истираемость. При постоянном трении о песок и камни на мелководье материал истирается. То же происходит и в местах с постоянной механической нагрузкой (место крепления двигателя, прохождения якорной цепи и т.п.), поэтому требуются защитные накладки. Они тоже предусмотрены в заводских моделях.
Основные российские производители стеклопластиковых яхт и катеров
Среди ведущих производителей стеклопластиковых маломерных судов особо стоит отметить казанскую фирму Velvette Marine. Благодаря эффективному технологическому процессу предприятие выпускает широкий ассортимент яхт и катеров из стеклопластика.

Среди проверенных «серийников» – Судоверфь «Виза» (Свердловская обл., г. Новоуральск), здесь организовано поточное производство более 20 моделей стеклопластиковых судов от моторных лодок до крупных катеров.
Сейчас в РФ, помимо выше отмеченных компаний, действует 10 основных предприятий по производству маломерных судов из стеклопластика:
- ООО «Волна» (г. Москва);
- ООО «Энигма» (МО, г. Долгопрудный);
- ООО «Арктика» (г. Мурманск);
- ООО «Винета» (Ленинградская обл., г. Никольское);
- ООО «Спэв» (Ленинградская обл. мкрн. Всеволожский);
- ИП Верфь «Афалина» (Вологодская обл., г. Череповец);
- Псковская лодочная верфь (г. Псков);
- ПКФ «Лукол+» (Кировская обл., г. Вятские Поляны);
- ООО «Спарта» (Оренбургская обл., г Орск);
- ООО «Транзит НН» (г. Нижний Новгород);
- ПФ «Вятка» (Кировская обл. мкрн. Вятскополянский);
- СК «Антал» (г. Энгельс);
- АО «Уральский завод стеклопластиковых изделий) (г. Челябинск);
- ООО «Прогресс Транс» (г. Омск).
Но, к сожалению, даже хорошо зарекомендовавшие себя российские предприятия не могут полностью удовлетворить спрос на маломерные суда. Поэтому в этом сегменте все еще высока доля импорта.
Технологические особенности производства стеклопластиковых катеров и яхт
Ранее стеклопластиковая масса наносилась на матрицу вручную, что значительно снижало качество получаемой продукции (в массе оставались пузырьки, что увеличивало пористость). В настоящее время ручное формирование используется только для эксклюзивных моделей или на мелких предприятиях.
Следующий способ производства – напыление. Смесь стекловолокна накладывается на матрицу, а потом с помощью распылителя на них наносится смола. Этот метод достаточно дешев, но готовые изделия не всегда получаются качественными.
Наиболее развит на данный момент инжекторный метод. Для производства изготавливается матрица и пуансон, между которыми впоследствии прокладываются слои стеклоткани. Затем в полученную заготовку под давлением впрыскивается смола, скрепляющая стеклоткань. Несмотря на возможность поточного производства, при этом способе велика доля ручного труда (раскрой и укладка стеклоткани на матрицу).

Прессование – этот способ производства предполагает использование прокладки (предварительно подготовленные заготовки из пропитанной смолой стеклоткани с присадками). После раскладки детали отправляются под пресс, где при высокой температуре корпус приобретает необходимую форму.

Сэдвич-технологии считаются самыми передовыми в судостроении. При этом между слоями стеклопластика могут быть помещены различные дополнительные материалы (дерево, прочные пластиковые конструкции, пенопласт и т.п.). Чаще всего применяется для изготовления яхт, подвергающихся большим нагрузкам.
Перспективы развития производства маломерных судов и господдержка
Несмотря на то, что наши спортсмены не могут участвовать в международных соревнованиях, а маломерным российским судам запрещен вход во многие порты недружественных стран, интерес к водным путешествиям и парусному спорту не стал меньше. В России достаточно внутренних водных акваторий, где профессионалы и любители могут оттачивать свои навыки или просто отдыхать.
Так как многие европейские поставщики и импортеры из Японии ушли с российского рынка маломерных судов, для российских производителей открылись широкие перспективы по наполнению этого сегмента. В целях развития спорта и внутреннего туризма государство оказывает поддержку малым и средним производителям, но наиболее популярна организация производств в особых экономических зонах (ОЭЗ) или на территориях опережающего развития (ТОР).
Например, в 2024 г. «Русская судостроительная компания» (ТОР «Приморье») начала производство маломерных судов из стеклопластика с капиталовложениями в рамках проекта 15,6 млн. руб. По программе импортозамещения предприятие получает снижение ставки по страховым взносам и возмещения части затрат на приобретение оборудования.
«Мортех» (г. Санкт-Петербург) внедряет проект по использованию 3D-печати в производстве катеров и яхт из стеклопластика. Руководитель проекта Владимир Ларькин пообещал, что продукция будет практически полностью произведена из отечественных компонентов (кроме судовой электроники, которой пока в России нет). Та же организация заканчивает строительство высокотехнологичной верфи в Дубне (МО).
У российских судостроителей большие перспективы для развития новых производств и модернизации уже существующих. Спрос на катера и яхты только растет. И удовлетворить его с использованием новых материалов и технологий – вызов для производителей маломерных судов.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.