Top.Mail.Ru

Электробусы в РФ: какой транспорт возит россиян?

dzen.ru

Общественный транспорт не обязательно должен работать на бензине, дизеле или газе. Электробусы, которые всё активнее входят в нашу жизнь, доказывают данное утверждение самим своим существованием. Это поистине инновационная техника, за ней — будущее. Хотя бы поэтому к моделям электробусов, которые разрабатываются и производятся у нас в стране сегодня, стоит присмотреться внимательнее.

Электробусы как отрасль: специфика и текущее состояние

Первый в новейшей истории России электробус прошёл сертификацию в 2012 году. Его сделали на Нефтекамском автомобильном заводе. Официальное наименование модели — НЕФАЗ-52992. Увы, в серию она так и не пошла — летом 2014-го проект был остановлен.

Зато в 2017 году случился настоящий успех. Сначала первый опытный образец отечественного производства без нареканий прошёл испытания на улицах Москвы. А в 2018-м электробусы уже стали массово обслуживать столичные маршруты. По имеющимся сведениям, сейчас в Москве эксплуатируется уже 2000 электробусов.

Впрочем, курсируют они не только по столице. Они есть и в Санкт-Петербурге, и в Краснодаре, и в Красноярске, и в Ярославле… Список городов, где их можно увидеть, постоянно растёт. Так, допустим, июле 2022-го в СМИ прошла новость о том, что сразу в 10 регионах запущены электробусы российского производства. Подобное стало возможным благодаря федеральной программе обновления городского транспорта.

Электрические автобусы, несомненно, имеют ряд преимуществ в сравнении с классическими:

  • бесшумность;
  • лучше управляемость;
  • плавнее ход;
  • нет вредных выбросов.

Переход на такой транспорт действительно уменьшает уровень загазованности улиц.

Согласно информации департамента природопользования Москвы, за 4 года городской эксплуатации электробусов снижение выбросов парниковых газов по сравнению с автобусами на дизтопливе составило 60 000 тонн СО2.

В данный момент в РФ есть два предприятия, ставших драйверами развития в этом направлении — «Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ». Хотя, конечно, только ими всё не ограничивается — есть и другие значимые игроки. И в целом эта отрасль сейчас переживает очевидный рост: увеличиваются объёмы производства, расширяется линейка прототипов и серийных моделей.

Эксперты рынка уверены в большом потенциале электробусов в РФ. Их будет становиться всё больше. И, допустим, власти Москвы уже поставили задачу увеличить к 2030-му долю электробусов до двух третьих от общего числа столичных автобусов.

Вдобавок эксперты говорят о том, что отечественные образцы электротранспорта могут быть интересны не только заказчикам внутри РФ. В потенциале их можно экспортировать и за границу, в дружественные страны.

Электробусы большого и среднего класса

В этих двух классах (а к ним, для сведения, относят транспортные средства длиною более 8 м) наблюдается сейчас наибольшее разнообразие. Подобные электробусы идеально подходят для длительной эксплуатации на линиях с интенсивными пассажиропотоками.

Некоторые из представленных ниже моделей выпускаются большими партиями, некоторые существуют лишь в одном или нескольких экземплярах. Но каждая из них по-своему интересна и уникальна.

ЛиАЗ-6274

fotobus.msk.ru

Это городской низкопольный электробус, приводимый в движение двумя электродвигателями, вмонтированными в портальный мост ZF AVE 130. Максимальная скорость, которую он может развить, — 80 км/ч.

Зарядка осуществляется на конечных станциях в течение рабочего дня. Для одной ультрабыстрой зарядки требуется 15 минут. Запас хода при этом составляет до 59 км.

В салоне ЛИАЗа-6274 30 посадочных мест, при этом единовременно может перевозиться до 85 человек. Дверей здесь три: две — шириной 1325 мм, ещё одна – шириной 1225 мм. Салон также оборудован продвинутой климатической системой с функцией тепло/холод и отдельным климат-контролем в кабине водителя. Есть здесь и специальная система информирования пассажиров с электронными рейсоуказателями. Кроме того, в салоне предусмотрены USB-разъёмы для гаджетов, вмонтированы камеры наблюдения.

Ресурс кузова ЛИАЗа-6274 составляет не менее 12 лет.

КАМАЗ-6282

transphoto.org

По эксплуатационным параметрам этот электробус похож на ЛИАЗ-6274 (дело в том, что обе модели создавались по техзаданию от одного заказчика — ГУП «Мосгортранс»).

КАМАЗ-6282, например, тоже оснащён двумя электродвигателями. И максимальная вместимость у этих двух электробусов одинаковая — 85 человек. Но в то же время есть и масса различий. Допустим, пробег на одной зарядке тут составляет не 59, а 70 км.

Также среди особенностей данного электробуса — антивандальные сиденья из пластика (всего их 33), дисковая тормозная система, две пневматических подвески (передняя — независимая, задняя — зависимая).

Интересно также то, что данный электробус снабжается продвинутыми литий-титанатными (LTO) или литий-никель-марганец-кобальтовыми (Li-NMC) аккумуляторами. Они рассчитаны на гигантское число циклов заряда-разряда и способны работать при серьёзных отрицательных температурах (до −40 °C).

Серийно КАМАЗ-6282 выпускается уже больше 6 лет — с августа 2018-го.

КАМАЗ-6292

fotobus.msk.ru

Это сочленённый электробус («гармошка») от КАМАЗа, его габаритная длина составляет 18,725 м (для сравнения: длина КАМАЗа 6282 — всего 12,35 м). В свою очередь полная масса этого гигантской модели составляет 28 тонн. И при этом он может разогнаться до 70 км/ч.

Общая пассажировместимость данного электробуса — 135 человек. Сидячих мест — 48. На первой накопительной площадке также есть специальное место для инвалидов, а на второй имеется аппарель.

Кроме того, здесь применяется полностью электрическое отопление, а в районе дверных проёмов внедрены тепловые завесы (это экономит энергию).

На выставке коммерческих автомобилей COMTRANS-2021 КАМАЗ-6292 был признан победителем в номинации «Автобусы большого класса». И он уже тестировался в полевых условиях — на одном из московских маршрутов.

Volgabus-5270.E0

2gis.ru

Эти 12-метровые электробусы от группы компаний «Волгабас» сегодня можно встретить в Петербурге — они курсируют по улицам Северной столицы с 2019 года.

Запас хода Volgabus-5270.E0 без загрузки и при определённых дорожных условиях может достигать 300 км. Время полного заряда — 5 часов от электросети с напряжением 380 В и частотой 50 Гц.

Общая пассажировместимость данного электробуса — 90 человек, мест для сидения — 28. Работает Volgabus-5270.E0 на асинхронном тяговом моторе КРА-200 М4 У2 мощностью 120 кВт (163 л.с.).

В оснащение автобуса входит навигационная система ГЛОНАСС/GPS. В качестве опций доступны кондиционер, система контроля проезда, видеосистема и т.д.

Существует также рестайлинговая версия Volgabus-5270.E0. Одно из ключевых её отличий заключается в том, что часть электробатарей здесь перемещена на крышу. Подобное решение позволило улучшить компоновку задней части салона.

E-Citymax 9

autoreview.ru

Данная модель создана и запатентована «Группой ГАЗ». E-Citymax 9 представляет собой низкопольный электробус среднего класса. Его габаритная длина — 9 м, он рассчитан на перевозку 73 пассажиров.Этот электробус имеет большую площадь остекления и увеличенные дверные проёмы. Вдобавок на створках дверей есть светодиодная подсветка — она визуально предупреждает пассажиров об их закрытии.

Доступность для маломобильных пассажиров обеспечивается низким бесступенчатым входом, широкими накопительными площадками, специально оборудованными зонами для колясок, кнопками связи с водителем.

Также здесь реализована система «книлинг» (она наклоняет автобус в сторону дверей, облегчая процесс посадки/высадки) и система «чистый пол» (все сидения и поручни крепятся к боковинам кузова — в результате мыть электробус становится проще).

E-Citymax 12

daily-motor.ru

Эта стильная 12-метровая модель обладает 200-километровым запасом хода. Она оснащена батареями Microwast типа Li-NMC ёмкостью 350 кВт·ч.

Один из ключевых плюсов E-Citymax 12 заключается в том, что заряжать его можно тремя способами: за 1,5 часа через пантограф, за 2,5 часа с помощью пистолета и на ночной зарядной станции за 7 часов. В нём 36 посадочных мест, всего же он способен перевозить до 85 пассажиров.

Известно также, что данный электробус был оборудован системами помощи водителю — радаром, позволяющим получать сведения о препятствиях спереди, механизмом автоматического торможения, камерой ADAS, отвечающей за распознавание дорожных знаков. В остальном же в нём фактически реализованы те же функции, что и в E-Citymax 9.

ПКТС-6245 («Пионер Max»)

fotobus.msk.ru

Это ещё один сочленённый 18-метровый электробус, который предназначен для ночной зарядки в парке. Он разработан компанией «ПК Транспортные системы» (входит в состав «Трансмашхолдинга»). Опытный образец был представлен широкой публике в 2021-м. Однако новостей о начале массового производства пока нет.

ПКТС-6245 способен перевозить до 140 человек. При этом в салоне предусмотрено 38 сидячих мест с индивидуальным подогревом. В интерьере используются элементы из алюминиевых сплавов и негорючего пластика. Кузов же выполнен здесь из нержавеющей стали.

Запас хода ПКТС-6245 — более 200 км. То есть он без проблем может ездить по маршруту целый день. Тяговые аккумуляторные батареи снабжены тут электрической системой термостатирования. Чтобы полностью зарядить их, требуется 6 часов.

Электробусы малого класса

5koleso.ru

Отечественных моделей в этом сегменте пока меньше, чем во всех прочих. Причина банальна: нынешние аккумуляторы всё ещё достаточно громоздки и занимают много полезного пространства.

Российским лидером в производстве электробусов малого класса сейчас стал Горьковский автозавод. Здесь разработали универсальную платформу GAZelle NN. И на её основе был создан электробус Gazelle E-NN. Его мелкосерийное производство стартовало в 2022 году.

GAZelle e-NN поставляют с синхронным электромотором, обладающим пиковой мощностью 136 л.с. и номинальной мощностью в 61 л.с. Он расположен здесь снизу и соединён с задним мостом через редуктор.

В то же время использующийся в данном электробусе литий-ионный аккумулятор имеет ёмкость 48 кВт⋅ч. Он обеспечивает запас хода до 120 км. Зарядить 80% ёмкости этой батареи можно за полчаса — это относительно быстро. Полная масса электробуса — 4,6 тонны. Он рассчитан на перевозку 16 человек.

Необходимо сказать, что, помимо пассажирской, существует ещё несколько модификаций GAZelle e-NN — голое шасси, бортовой грузовик, фургон, фургон-комби. Причём визуально все они почти не отличаются от дизельных аналогов, также выпускаемых ГАЗом.

В 2024-м ГАЗ поставил на конвейер ещё один перспективный малый электробус — «Газель E-City». На нём стоит точно такая же передняя подвеска и тот же задний неразъёмный мост, как на Gazelle e-NN. И по конструкции кузова эти два электробуса практически идентичны. Однако в «Газели E-City» не одна, а две аккумуляторные батареи — их общая ёмкость 81 кВт⋅ч. Поэтому и запас хода здесь больше – 150 км.

Также эта «Газель» примечательна наличием особой системы понижения высоты пола и отсутствием ступенек на входе. В совокупности с широкой двойной дверью на электроприводе это обеспечивает доступность данного транспорта для маломобильных людей. «Газель E-City» уже проходила тестирование в ряде городов нашей страны — в Сочи, в Южно-Сахалинске, в Москве.

Электрический пассажирский транспорт — не просто дань моде. Это то, что с нами надолго. И радует, что в этом сегменте отечественные производители демонстрируют успехи. В нашей стране создаются комфортные и экологичные электрические автобусы, удивляющие и дизайном, и характеристиками. И подобная работа точно продолжится. Почти нет сомнений, что новые модели будут ещё совершеннее, чем нынешние. Почти нет сомнений, что со временем российские электробусы станут чем-то привычным не только в крупных, но и в малых городах.

Последние комментарии