Top.Mail.Ru

Новые трамваи России: что сейчас производят на заводах?

spb.mk.ru

Значительная часть российского трамвайного парка нуждается в обновлении — это реальный факт. И постепенно такое обновление происходит. Способствует данному процессу программа, направленная на комплексное развитие городского электротранспорта. До 2027 года в её рамках планируется построить и реконструировать более 600 км трамвайных путей, поставить в ряд российских субъектов 646 трамвайных вагонов. Финансируют модернизацию трамвайного парка федеральный и региональные бюджеты, госкорпорация ВЭБ.РФ, частные инвесторы.

В целом тот, кто считает, что трамваи — это что-то из прошлого, заблуждается. У трамваев — огромный потенциал. Этот транспорт экологичен, так как работает на электричестве. Количество ДТП с трамваями сводится практически к нулю. Пробки им тоже не страшны, ведь они движутся отдельно ото всех, по рельсам. И по количеству перевозимых пассажиров (по провозной способности) трамвай как городской транспорт уступает только метро.

Вполне закономерно, что спрос на новые трамвайные вагоны сейчас растёт. Принципиально важно и то, что в нашей стране есть несколько предприятий, способных удовлетворить этот спрос. Собственно, о тех замечательных моделях, которые они производят в последнее время, и пойдёт речь дальше.

Трамваи от «ПК Транспортные системы»

На данном предприятии серийный выпуск трамваев начался в 2014-м. Производственные мощности ООО «ПК Транспортные системы» расположены в Петербурге, в Тверской и Саратовской областях.

Данное предприятие выпускает инновационные низкопольные трамваи на поворотной тележке — это и вправду общественный транспорт нового поколения. При этом особого внимания заслуживают, пожалуй, три новых модели.

71-932 «Невский»

transphoto.org

71-932 — модель 2023 года, созданная для езды по линиям, где отсутствуют разворотные кольца. Трёхсекционный трамвай «Невский» имеет две кабины и два пантографа. Двери здесь тоже размещены с обеих боковых сторон. Подобная конструкция позволяет трамваю курсировать в челночном режиме.

Также в Невский» внедрена система помощи водителю. Среди её составляющих — камеры и локатор на головной части вагона, способный распознавать помехи на путях. Кроме того, в данной системе присутствуют продвинутые элементы автопилота.

Длина модели 71-932 — 27 м, общая пассажировместимость — 205 человек. Для пассажиров в салоне вмонтированы USB-розетки, есть информационное табло, специальный велосипедный кронштейн. Плюс ко всему в «Невском» реализован подогрев входных зон, мешающий образованию наледи в морозную погоду.

71-921 «Корсар»

transphoto.org

Это трамвай для метровой колеи, выпускаемый с августа 2020-го. Ширина его кузова составляет всего 2,3 м. Подобные габариты дают трамваю беспрепятственно проходить сложные повороты (кривые малого радиуса), а также исключают вероятность выскакивания токоприёмника из-под контактного провода. В «Корсаре» 29 сидений, в общей же сложности он вмещает 177 человек.

Также в этом трамвае есть климат-контроль, разъёмы для зарядки гаджетов, роутер Wi-Fi. Интерьер «Корсара» по большей части сделан из алюминиевых элементов — это снижает общий вес транспортного средства.

А ещё модель 71-921 (сейчас это уже фактически норма) не имеет ступенек на входе. Соответственно, посадка и высадка тут происходят быстрее, чем в обычных трамваях.

Полюбоваться «Корсарами» на маршруте можно в Калининграде. Они эксплуатируются здесь с 2022 года.

«Богатырь-М» 71-923М

transphoto.org

В основании этой модели — уникальная поворотная эластичная тележка. Также «Богатырь-М» интересен тем, что изготовлен по модульному принципу — кабина водителя здесь как бы обособлена от основного пространства. Она оснащена современным дисплеем, удобным модифицированным креслом.

В целом «Богатырь М» обладает нестандартным дизайном: в общей композиции в первую очередь бросаются в глаза линии ходовых огней. В свою очередь модульная светотехника уходит на задний план (потому что располагается в нижнем сегменте экстерьера). Длина этой модели — 19,405 м. Всего она способна вмещать при поездках до 193 человек.

Этот трамвай производится компанией «ПК Транспортные системы» с 2019 года, с этого времени было выпущено более 100 экземпляров. Они выходят на рейсы в Санкт-Петербурге, Улан-Удэ, Саратове, Череповце.

Трамваи от «Уралтрансмаша»

Это одно из старейших предприятий на Урале. Однако трамвайные вагоны он начал производить лишь во второй половине 1990-х. Благодаря этому направлению деятельности «Уралтрансмашу» удалось остаться на плаву даже в самые тяжёлые, кризисные времена. Сейчас же можно с уверенностью говорить, что данное предприятие стало одним из ведущих в трамвайном сегменте. Низкопольные модели, произведённые здесь в последние годы, уже эксплуатируются трамвайными сетями.

71-415

vk.com

Четырёхосный 25-тонный трамвайный вагон 71-415 работает от сети 550 В и способен разгоняться до 75 км/ч. Полная вместимость модели 71-415 — 172 человека при 28 сидячих местах. Также здесь 4 двери для входа и выхода.

Специально для данной модели была сконструирована тележка с двойным рессорным подвешиванием. Это позволило сделать особенно широкий проход в салоне — без узких зон и выступов. Вдобавок ко всему подобное конструктивное решение придало трамваю дополнительную плавность хода.

В данный момент модели 71-415 выходят на маршруты в Нижнем Тагиле.

В 2020 году появилась новая модификация этого трамвая — 71-415Р. Прежде всего она отличается от базовой экстерьером и интерьером — дизайн тут выполнен в стиле ретро. В вагоне много деревянных деталей. А в задней части размещено колесо, напоминающее о стоп-кране старинных трамваев. Ещё одна особенность модели 71-415Р — трос в районе места кондуктора. Если его дёрнуть, в кабине водителя зазвучит механический звонок (сигнал, что кому-то из пассажиров нужна остановка). Покататься на таком трамвае можно, например, в Нижнем Новгороде.

71-421Р «Довлатов»

transphoto.org

Это двухсекционный трамвайный вагон, разработанный АО «Уралтрансмаш» эксклюзивно для Санкт-Петербурга. Первый экземпляр прибыл в этот город в ноябре 2023-го. Экстерьер вагона выполнен в стилистике знаменитого советского трамвая ЛМ-57 «Стиляга» — конструкторы подарили ему ширмовые двери, хромированные фары и бампер, оконные проёмы с закруглёнными углами.

При этом в вагоне также есть прозрачное интерактивное окно-экран. Через него, как и через обычное окно, можно любоваться питерскими пейзажами. Однако при необходимости оно вполне может стать источником туристической и навигационной информации.

Также трамвай оснащён системой активной безопасности, которая может самостоятельно включить торможение, и системой контроля бодрствования водителя. Полная вместимость «Довлатова» — 160 человек.

71-431Р «Достоевский»

transphoto.org

Ещё один ретротрамвай, сконструированный специально для Северной столицы. Одна из ключевых его особенностей заключается в умении двигаться по кривым радиусом 14 метров. Это позволяет ему без проблем заезжать в трамвайный парк №3 — старейший в Петербурге.

71-431Р «Достоевский» — трёхсекционная модель длиной 26,95 м с интересным внешним дизайном. Нижняя часть этого трамвая выполнена в зелёном цвете, верхняя — в оттенке слоновой кости. Несмотря на его внешнюю схожесть с питерскими вагонами прошлого, при создании корпуса здесь использовались современные композитные материалы.

Сидячих мест в «Достоевском» 50, а его полная вместимость составляет 246 человек. При этом здесь целых 8 дверей — 4 с одной стороны, 4 с другой. Кроме того, как и в «Довлатове», здесь установлен интерактивный экран.

В данный момент и трамваи 71-431Р, и трамваи 71-421Р ездят по улицам Петербурга, перевозят жителей и гостей города.

Трамваи от УКВЗ

Завод, расположенный в маленьком городке в Челябинской области, в Усть-Катаве (население — всего около 20 000 человек), производит трамваи уже более 100 лет, с 1901 года (хотя только этим его деятельность не ограничивается — здесь также делают, например, трубопроводную арматуру, насосы, двигатели для космических аппаратов).

Среди трамваев, произведённых Усть-Катавским вагоностроительным заводом в последнее время, прежде всего рассмотрения заслуживает семейство моделей 71-628, а также совсем новая перспективная разработка под названием «Кастор».

71-628

transphoto.org

По сути, это первый полностью низкопольный вагон от УКВЗ — его производство стартовало в 2021 году. Его длина — 16,5 м, ширина — 2,5 м, высота — 3,7 м. Мест для сидения здесь 33, полная вместимость вагона составляет 166 человек.

При массе в 22 тонны трамвай 71-628 может разгоняться до 75 км/ч. При этом напряжение сети для функционирования трамвая должно составлять 600 В. К значимым особенностям данной модели относят ручной контроллер, дисковые тормоза, светодиодное освещение, наличие климат-контроля.

Также этот трамвай оснащён 4-мя прислонно-сдвижными дверьми с максимально широкими проёмами и с системой адресного открывания. Чтобы дверь отворилась, пассажир сам должен нажать на кнопку возле неё. Данная система позволяет не запускать в салон слишком много уличного воздуха.

В конечном итоге это действительно комфортная и безопасная модель, в том числе соответствующая современным требованиям по уровню вибрации и шума. Срок её службы, согласно имеющимся данным, составляет 30 лет.

Помимо основной, существует ещё несколько модификаций описываемого трамвая. Так, допустим, модель 71-628-01 отличается от базовых маской (так называются передняя часть кабины) — тут она имеет закруглённую форму. В свою очередь модель 71-628-02 обладает повышенной, по сравнению с другими моделями из этой линейки, плавностью хода.

Существует также модернизированный вариант 71-628М, созданный специально для Москвы. Трамвай 71-628М тяжелее базовой версии на 2 тонны, но при этом меньше её по длине на 35 см. Есть несовпадение и по количеству сидячих мест. В модернизированной модели их 40, а не 33. Плюс ко всему в 71-628М запас автономного хода составляет не менее 5 км. Базовая версия подобными показателями похвастаться не может.

71-639 «Кастор»

transphoto.org

Выглядит этот шестиосный трамвайный вагон по-настоящему футуристично. При этом его название связано с космосом: Кастор — это одна из звёзд в созвездии Близнецов. У этого трамвая две кабины. Соответственно, он может курсировать не в одном, а в двух направлениях.

«Кастор» работает на асинхронном двигателе, обладающем мощностью 6*62 кВт. И максимальная скорость трамвая может достигать 90 км/ч — выдающийся показатель. Трамвай состоит из трёх секций, и среди отечественных моделей данного класса он — самый компактный. Его длина равна лишь 25 м.

В целом трамвай вмещает 260 пассажиров, из которых 64 могут ехать сидя. Ещё одно место предназначено для детской либо инвалидной коляски. Необходимо отметить, что конструктивно и по начинке этот трамвай во многом похож на модель 71-628. Запчасти этих двух трамваев взаимозаменяемы и взаимно совместимы.

В мае 2024-го первый экземпляр «Кастора» начал курсировать по Екатеринбургу.

Итак, трамваестроение — достаточно развитая отрасль в России. Отечественные заводы сегодня действительно выпускают качественные, конкурентоспособные модели. Они уже ездят по нашим городам, что само по себе повод для радости. Текущая ситуация стимулирует российских производителей трамваев наращивать мощности, а также создаёт предпосылки для захода новых игроков на данный рынок. А значит можно надеяться и на то, что в стране будут появляться и другие новые модели.

Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.

Последние комментарии