Top.Mail.Ru

Новые автобусы в РФ: какой транспорт возит россиян?

dp.ru

Городские пассажирские автобусы — весьма консервативный сегмент автотранспортного рынка. Однако в последнее время здесь тоже происходят заметные, ощутимые изменения. В городах вместо привычных старых машин, которые курсировали по дорогам многие годы, стали появляться новые модели — с современным дизайном, выдающимися техническими и эксплуатационными характеристиками. Причём в основном речь идёт о моделях отечественного производства. И о них точно стоит знать больше.

Текущая статистика автобусного рынка

Сейчас в России достаточно большое внимание уделяют такой проблеме как старение парка общественного транспорта. Запущено несколько механизмов, призванных исправить сложившую ситуацию на федеральном и на региональном уровне.

С 2023 года существует программа специальных казначейских кредитов, которые позволяют закупать транспортные средства общего пользования на выгодных условиях. Кроме того, в этой сфере применяются механизмы льготного лизинга, действуют субсидии на специальные проекты, активно используются средства Фонда национального благосостояния. Всё это в конечном счёте даёт мощный импульс буквально всей отрасли.

Согласно данным аналитической компании «АСМ-Холдинг», за 7 месяцев 2024 года (с января по июль) было продано 11906 новых автобусов. Из них 9418 — это именно отечественные модели. По сравнению с аналогичным 2023 годом, здесь наблюдается явный рост. Тогда было продано 10116 автобусов (из них 7248 — российского производства).

Ещё более показательна статистика за конкретный месяц — июль 2024 года. Здесь около 30% от общих продаж автобусов пришлось на отечественный бренд «ПАЗ». В реальном выражении объём реализации новых «Пазиков» составил 458 штук. Далее, с существенным отставанием от лидера, расположились российский «ЛиАЗ» (331 штука) и китайский Yutong (247 штук). В общей сложности в топ-8 входит шесть российских марок. Помимо уже упомянутых, это:

  • «НефАЗ» (за июль 2024-го продано 132 автобуса);
  • «КАвЗ» (продано 99 автобусов);
  • «КамАЗ» (продано 53 автобусов);
  • Volgabus (продано 38 автобусов).

Что касается производства, то по информации Росстата, в 2023 г. в России сделали 37 191 автобус (показатель 2022 года гораздо скромнее — всего 26 143 штуки). В свою очередь в I квартале 2024-го произвели 8538 автобусов. Это на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Новые модели, которые уже эксплуатируются

Крупные российские производители автобусов в нынешних условиях действительно стремятся расширить свой модельный ряд. Создаётся всё больше качественных пассажирских автобусов новых поколений, которые идут в ногу со временем и полностью соответствуют актуальным требованиям перевозчиков. Ниже — несколько конкретных примеров.

Citymax 9

fotobus.msk.ru

Это семейство низкопольных автобусов среднего класса от Павловского автобусного завода. Их стали выпускать серийно совсем недавно — в 2022 году. Для своего класса они обладают уникальными характеристиками.

Вместимость составляет 75–77 пассажиров, в зависимости от компоновки салона, мест для сидения — 25. Плюс есть специальное место для инвалида-колясочника. Передние колёсные арки убраны в зону рабочего места водителя. Это значит, что они не крадут полезное пространство. При длине базы 5,8 м площадь низкого пола составляет здесь 10 м2 (намного больше, чем у всех конкурентов и аналогов).

Автобус также имеет две широкие (1140 мм по поручням) двери и просторные накопительные площадки с поясничными упорами. На них можно закатить до трёх детских колясок одновременно. Кузов Citymax 9 имеет значительную площадь остекления, его каркас изготовлен из стальных прямоугольных труб и отделан панелями из композитных материалов. Они мало весят, но при этом обладают очень высокой прочностью. Важно и то, что данные материалы совсем не подвержены коррозии (это способствует длительному срок службы автобуса).

Citymax 9 оснащён мощным турбодизельным мотором (в зависимости от модификации это ЯМЗ-534 или ЯМЗ-535) и автоматической 6-ступенчатой КПП собственного производства. Уровень локализации этих автобусов, по имеющимся сведениям, составляет около 90%. Следует также добавить, что модели Citymax 9 уже возят пассажиров, например, в таких городах как Павлово, Нижний Новгород, Тула, Калуга, Нальчик.

Citymax 12

fotobus.msk.ru

Этот автобус большого класса производится на заводе ЛиАЗ с апреля 2024 года. То, что он тоже именуется Citymax, не должно удивлять. И ЛиАЗ, и ПАЗ на сегодня являются частью огромного автомобильного конгломерата – группы «ГАЗ». Данная модель снабжена дизельным двигателем ЯМЗ-537 объёмом 7,7 л. С ним она способна развивать мощность до 360 л.с. и крутящий момент до 1500 Нм.

Длина кузова Citymax 12 — ровно 12 метров, для моделей данного класса — это достаточно мало. Однако подобное решение, вкупе с независимой подвеской, повышает плавность хода, делает транспортное средство более маневренным и управляемым. В салоне Citymax 12 — 33 посадочных места. При этом максимальная пассажировместимость составляет 115 человек.

К числу значимых особенностей Citymax 12 также стоит отнести, например, систему «чистый пол». Сидения, кронштейны и поручни закреплены здесь по бортам кузова — это позволяет проводить палубную мойку салона. Плюс ко всему тут установлены «теплые» кнопки, USB-зарядки, Wi-Fi-роутеры, кондиционер с двухзонным климат-контролем.

А водительское место автобуса интересно тем, что оно подгоняется под ту или иную комплекцию и рост. Помимо самого кресла, отрегулировать по высоте и наклону можно руль и даже приборную панель.

Увидеть Citymax 12 воочию можно на улицах Санкт-Петербурга. В июле 2024-го СМИ писали о том, что 348 новых автобусов данной марки вышли на свои маршруты в разных районах Северной столицы. Многие петербуржцы уже лично смогли оценить их удобство, вместительность, безопасность.

«Вектор Next 8.8 CNG»

unibus.ru

Это ещё один автобус от ПАЗа — впервые он сошёл с конвейера в 2021 году. При габаритной длине 8,8 м салон данной модели вмещает 59 человек. А количество посадочных мест здесь равно 23-м. «Вектор Next 8.8 CNG» работает на сжатом природном газе (метане), который считается экологически чистым топливом (двигатель, соответственно, тоже газовый — ЯМЗ-53414). Одна полная заправка позволяет автобусу проехать не меньше 600 км.

Производится этот автобус в специальной модификации «Доступная среда». Она подразумевает низкий уровень пола в задней части салона, просторную накопительную площадку, механическую платформу для заезда инвалидной коляски (она называется аппарель), специальные крепления, кнопку связи с водителем.

Вдобавок к этому «Вектор Next 8.8 CNG» оборудован интегральным рулевым управлением, особой антипробуксовочной системой (ASR) для облегчения движения по грунтовкам и в дождливую погоду, пневматической тормозной системой с дисковыми механизмами.

На этих автобусах можно покататься, допустим, в Ставрополе. В феврале 2024-го 20 моделей «Вектор NEXT 8.8 CNG» пополнили городской парк общественного транспорта. Их покупка была осуществлена за счёт казначейских кредитов. По просьбам местных жителей эти автобусы поставили преимущественно на нерентабельные для частных перевозчиков маршруты.

Volgabus-4298

fotobus.msk.ru

Это полунизкопольный (то есть пол здесь разделён на два разных по высоте сегмента, внутри салона есть ступенька) автобус среднего класса, Его габаритная длина — 9 метров. Всего он вмещает 49 пассажиров, а количество сидячих мест равняется 22-м. Кроме того, машина снабжена всем необходимым для приёма на борт и перевозки людей с ограниченными возможностями.

В данном автобусе установлен китайский четырёхцилиндровый двигатель Weichai мощностью 180 «лошадей», который работает на природном газе. Руль здесь — с гидроусилителем, коробка передач — автоматическая.

А ещё у этого автобуса две пневматические подвески. Они снабжены системой электронного управления (ECAS), функцией kneeling на правую сторону, гидравлическими телескопическими амортизаторами, регуляторами положения кузова, стабилизаторами поперечной устойчивости.

В салоне сразу же установлена климатическая система, которая поддерживает идеальную температуру воздуха в любое время года.

Производство этого автобуса организовано во Владимирской области. Первые модели сошли с конвейера в 2022-м. В том же году они начали курсировать по улицам Ярославля и Санкт-Петербурга. На данный момент эти автобусы присутствуют более чем в 40 регионах РФ. В том числе их можно заметить на дорогах Астрахани, Курска, Челябинска, Волгограда, Казани, Хабаровска.

«ГАЗель City»

ru.pinterest.com

Это одна из последних моделей от легендарного бренда — она выпускается с 2020 года. «ГАЗель City» представляет собой каркасный автобус особо малого класса. В его салоне может разместиться до 22 человек. Машину отличает комфортный, сравнительно просторный салон, выполненный в светлых тонах, широкие раздвижные двери для пассажиров, большие окна.

По сравнению с предыдущими «Газелями» эта модель имеет новую форму кузова. Благодаря этому удалось добиться угла наклона лобового стекла в 45° и улучшить аэродинамические характеристики микроавтобуса при значительных скоростях.

Интересно также то, что здесь используется 5-ступенчатая коробка передач и турбодизельный силовой агрегат мощностью 140 л.с. — он расположен под капотом спереди. В свою очередь привод у микроавтобуса — задний.

Место водителя в «Газели City» характеризуется повышенной эргономичностью. Здесь установлено удобное анатомическое сиденье. Кроме того, в распоряжении водителя имеется электрический обогрев зеркал, маршрутный указатель, тахограф, круиз-контроль, автоинформатор.

«Газель City» уже выходит на рейсы во многих провинциальных городах нашей страны — в Набережных Челнах, Омске, Улан-Удэ, Барнауле, Казани, Кемерове, Пскове… Впрочем, описываемые модели ездят и по Москве. Более того, в конце 2023-го в столице протестировали специальную версию данного микроавтобуса, функционирующую на электричестве – «Газель E-City». Подобный транспорт можно назвать настоящим транспортом будущего.

Итак, отечественные производители на практике доказали, что способны делать современные, оптимальные по конструкции автобусы, обладающие стильным дизайном. Многие из них ездят на экологичном топливе, доступны для маломобильных граждан, имеют розетки и USB-зарядки прямо в салоне. Благодаря существующим мерам поддержки муниципалитеты получают финансовую возможность приобрести их, и в результате новые автобусы достаточно быстро оказываются на улицах самых разных наших городов. Это, безусловно, позитивная, радующая тенденция.

Последние комментарии