ПАО «КАМАЗ» — настоящий флагман отечественного коммерческого автомобилестроения. Продукция завода (данные на 1 ноября 2023 года) поставляется в 30 с лишним стран, на территории России и за рубежом функционирует больше 200 дилерских центров предприятия. В группу ПАО «КАМАЗ входит 128 компаний, а количество сотрудников составляет 57 000 человек. За время своего существования данный завод произвёл более 2 500 000 грузовиков.
Сегодня предприятие уверенно стоит на ногах и строит большие планы. При этом у него действительно великое, богатое прошлое. О том, какой путь прошёл этот завод, о важных вехах и легендарных камазовских моделях, и пойдёт речь.
Основание и строительство
Предприятие полного цикла «Камский автомобильный завод» было образовано в Набережных Челнах 13 декабря 1969-го. Именно в этот день машинист экскаватора Михаил Носков зачерпнул на стройплощадке будущего автомобильного гиганта первый ковш земли.
В качестве места дислокации Набережные Челны выбрали прежде всего из-за развитой транспортной инфраструктуры: здесь к тому времени было и железнодорожное, и автомобильное сообщение. Плюс рядом протекали две судоходных реки — Кама и Волга. Общая территория комплекса заводов должна была составить 57 км2.
В начале 1970-х строительство объявили ударной комсомольской стройкой. На самой стройплощадке было задействовано больше 100 000 человек. Заказы «КАМАЗа» на материалы и оборудование выполняли порядка 2000 отечественных предприятий, буквально все министерства СССР присоединились к этой масштабной работе.
Кроме того, в оснащении «КАМАЗа» принимали участие и иностранные корпорации. В частности, американская Swindell Dressler, британская Drysys, западногерманская Liebherr, итальянская Morando, японская Hitachi…
Первые грузовики
Только шесть с лишним лет спустя после начала строительства, 16 февраля 1976-го, с конвейера сошёл седельный тягач-восьмитонник КАМАЗ-5320. Это, собственно, и была первая заводская модель.
КАМАЗ-5320 представлял собой грузовик на трёх осях с формулой колёс 6×4 и цельнометаллической кабиной, которая могла наклоняться вперёд. А его кузов был выполнен в виде платформы с откидывающимися бортами. Данный грузовик производился 25 лет — до 2001 года!
В целом же производственный план завода в 1976–1978 годах включал в себя три модели. Помимо КАМАЗа-5320 имеются в виду:
- Самосвал КАМАЗ-5511. Одна из его особенностей — ярко-оранжевый окрас кабины. В народе данный самосвал называли «рыжим». Он обладал грузоподъёмностью в 10 тонн и работал на восьмицилиндровом «дизеле». КАМАЗ-5511 отлично подходил для перевозки сыпучих грузов и славился повышенной проходимостью. Выпускали этот самосвал с 1977 по 1997 год.
- Тягач КАМАЗ-5410. Он был оснащён особым седельно-сцепным механизмом, имеющим две степени свободы. Кузов здесь был бескапотным, а компоновка — заднеприводной. Эта модель была создана для работы в составе автопоезда с полной массой 26 тонн. Максимальная скорость, которую он мог развивать, была равна 85 км/ч. При этом в составе автопоезда до 60 км/ч он разгонялся за 70 секунд. Выпускали КАМАЗ-5410 также вплоть до 1997 года.
Стоит добавить, что в описываемый период завод демонстрировал действительно впечатляющие темпы производства. Цифра в 100 000 грузовиков была достигнута уже летом 1979-го (меньше чем за 4 года!).
Модели и достижения завода в 1980-х
В 1981 году заработала вторая нитка главного сборочного конвейера «КАМАЗа». Как раз тут организовали выпуск 6-тонного военного КАМАЗ-4310. Он обладал полным приводом, колёсной формулой 6х6, лебёдкой, двумя ёмкостями для топлива и механизмом регулировки давления внутри шин. Эти автомобили в значительных количествах поставлялись в Вооружённые Силы СССР.
Также с 1981 года завод выпускал особый 7-тонный вариант этого грузовика для сельскохозяйственных целей — КАМАЗ-43105. От отличался от базовой модели, например, отсутствием лебёдки и стойки с запасным колесом. Весила это модель на 200 кг меньше. При этом кузов был длиннее — 5100 мм вместо 4800 мм.
В конце 1980-х появились и другие модификации — КАМАЗ-43101 и КАМАЗ-43106. Они, по сравнению с базовой моделью, оснащались более мощным движком КАМАЗ-740.10-20. Он вырабатывал до 220 «лошадей».
В итоге «КАМАЗу» уже к октябрю 1988 года удалось произвести 1 000 000 грузовиков.
Но ещё до этого завод продемонстрировал новинку в неожиданном для себя сегменте. 21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая малолитражка «Ока» («КАМАЗ-1111»). Машину собирали в сдаточном корпусе «КАМАЗа» очень скромными силами — в работе участвовало всего 72 человека. В той самой первой «Оке» использовался карбюраторный двигатель объёмом 0,65 л. В машине было 3 двери и 4 места, тип кузова — хэтчбек, привод — передний… Нужно, впрочем, отметить, что в дальнейшем «Ока» выпускалась и на других отечественных заводах. Из-за этого сейчас она, скорее, ассоциируется с «ВАЗом».
Интересно, что «Ока» — не первый миниатюрный автомобиль от специалистов «КАМАЗа». Ещё в 1980-м в цехе экспериментальных разработок был создан мини-кар «Мишка». Его можно описать как некую удивительную смесь гольф-кара и багги. Увы, дальше прототипов данный проект не продвинулся.
Завод в постсоветское время
В августе 1990-го «КАМАЗ» был преобразован в акционерное общество (АО). С переходом к свободному рынку и появлением в стране заграничной автопродукции возникли сложности со сбытом, цеха по факту простаивали, финансовые показатели предприятия сильно просели вниз.
Ситуацию ещё больше усугубил пожар, произошедший весной 1993 года на заводе камазовских двигателей. По сути, огонь уничтожил его полностью. Однако предприятие довольно быстро вернуло в строй сгоревшие мощности, а также ввело в эксплуатацию новое высокотехнологичное оборудование. Уже к концу 1993-го производство моторов было возобновлено.
Постепенно «КАМАЗ» начал выходить из тяжёлого кризиса, появились и новые достижения. Одно из них, конечно, связано с ралли «Дакар». Машины «КАМАЗа» засветились на данном соревновании ещё в 1990 году. Однако впервые завоевать золото удалось лишь в 1996-м. Тогда команда «КАМАЗ-мастер» стала лучшей на грузовике КАМАЗ-49252. Внутри этой машины стоял 8-цилиндровый ЯМЗ-7Э846, выжимающий 750 «лошадок». Кроме того, для неё инженеры создали уникальную жёсткую раму, которая без проблем выдерживала экстремальные нагрузки. Также на КАМАЗ-49252 поставили мощные редукторы и 25-дюймовые колёса. Чтобы разогнаться до 100 км/ч, этому спортивному грузовику требовалось лишь 16 секунд. А максимально он мог разогнаться на трассе до180 км/ч.
В дальнейшем победы камазовской команды на «Дакаре» превратились в обыденность — всего она становилась чемпионом здесь 19 раз.
С 1995 года стали серийно выпускаться модели нового поколения, базировавшиеся на грузовиках из 1980-х с колёсной формулой 6×4. В числе этих моделей были:
- КАМАЗ-53215 (бортовой грузовик-десятитонник с движком мощностью 240 л.с.);
- КАМАЗ-54115 (седельный тягач для автопоезда массой 36 тонн, именно на нём, к слову, ездили главные герои сериала «Дальнобойщики»);
- КАМАЗ-53229 (длиннобазное шасси грузоподъёмностью 17 тонн);
- КАМАЗ-5513 (шасси, предназначавшееся для монтажа специального оборудования, в частности, для бетоносмесителей).
Особого внимания заслуживает и самосвал-пятнадцатитонник КАМАЗ-65115, появившийся в 1999 году. Его оснастили усиленной ходовой частью и модернизированной трёхместной кабиной с термоизоляцией. Всего было выпущено более 135 000 таких самосвалов. Интересно также то, что некоторые его модификации снабжались моторами, которые соответствовали более высоким (по сравнению с предшественниками) экологическим стандартам.
А с 2000 года на Нефтекамском автозаводе, дочернем предприятии «КАМАЗа», производятся городские автобусы НЕФАЗ-5299. Они существуют в нескольких версиях, сейчас их можно увидеть во многих городах.
В первое десятилетие XXI века «КАМАЗ» заметно усилил свои позиции на мировом уровне. Его продукция действительно пользовалась спросом не только в РФ, но и за границей. Известно, что в 2007 году на экспорт уходило более 13 000 грузовиков. Плюс в этот период «КАМАЗ» реализовал ряд громких совместных проектов с зарубежными компаниями.
Среди прочего, предприятие освоило ещё одно нестандартное для себя направление — сборочное производство колёсных тракторов. Оно открылось на площадях сдаточного корпуса «КАМАЗа» в 2008-м. Выпущенные модели — TTX-185, TTX-215, ТТХ-230 имели весьма достойные характеристики, и в то же время выделялись на фоне конкурентов доступной стоимостью.
В 2010-х «КАМАЗ» продолжил интенсивно разрабатывать и выпускать новые модели. Так, допустим, в 2014-м путёвку в жизнь получили седельный тягач КАМАЗ-65206 и магистральный грузовик КАМАЗ-65207.
В 2017 году предприятие вывело на рынок 5 новых большегрузов поколения К4. А в 2019 году стартовало серийное производство магистрального тягача КАМАЗ-54901 — машины, открывающей следующее поколение — К5.
Вдобавок ко всему «КАМАЗ» оказался первым автозаводом, сумевшим в нашей стране наладить производство электробусов. Серийное изготовление КАМАЗа-6282 началось в 2018-м. Этот красивый низкопольный электробус оборудован литиевыми аккумуляторами и заряжается от станций ультрабыстрой зарядки. Он способен единовременно перевозить до 85 человек. А максимальная его скорость составляет 70 км/ч.
«КАМАЗ» в последние годы: новые модели
Прежде всего внимания заслуживает серия КАМАЗ-43089 «Компас». В неё входят среднетоннажные низкорамные грузовики (категория MCV). Их производство началось на «КАМАЗе» в 2022 году.
На данный момент в серии 5 машин: «Компас-3» (цифра в конце обозначает полную массу в тоннах), «Компас-5», «Компас-6», «Компас-9» и «Компас-12». Последние две модели примечательны также тем, что в них предусмотрены спальные места. Кузова у грузовиков «Компас» — бортовые либо со шторным тентом.
А ещё в первой половине 2023-го с конвейера завода сошла обновлённая версия уже упомянутого грузовика КАМАЗ-54901. Уровень его локализации повысили до 70%. Здесь заменили коробку передач, ведущий мост и пневматическую систему. Определённой доработке подвергли систему охлаждения и подвеску. В результате характеристики грузовика даже улучшились.
Кроме того, на 17-й выставке коммерческих авто Comtrans, прошедшей в том же 2023-м, «КАМАЗ» продемонстрировал три новые модели пассажирского транспорта: городской автобус малого класса КАМАЗ Vega, полунизкопольный автобус КАМАЗ-4290 и электробус КАМАЗ-6282 ONC. Последний отличается от материнской модели КАМАЗ-6282 ёмкостью батареи — она здесь в разы больше. Подобное усовершенствование избавляет от необходимости подзарядки по маршруту. КАМАЗ-6282 ONC может обходиться только ночной зарядкой в парке (электричество в таком случае оплачивается по более дешёвым тарифам — выгода налицо). Сегодня эти электробусы курсируют, например, по улицам Москвы.
Необходимо сказать и о ещё одной новинке — троллейбусе КАМАЗ-65825. Он сочетает в себе одновременно стильный дизайн, повышенный комфорт и высокие стандарты безопасности. Понятно, что он создан для того, чтобы питаться от контактной сети. Но при необходимости КАМАЗ-65825 может проехать автономно до 20 км. Это может быть полезным, например, при обслуживании новых районов, где троллейбусные кабели ещё не проведены.
В феврале 2024-го была опубликована стратегия группы «КАМАЗ» до 2030 года. Из неё следует, что к указанному сроку группа планирует достичь объёмов производства грузовиков до 60 000 штук в год, практически утроить выручку (до 806 млрд рублей в год) и нарастить вдвое экспортные продажи. Получится ли это? Хочется надеяться, что да. Хочется надеяться, что славная история «КАМАЗА» будет продолжаться ещё очень долго.