Top.Mail.Ru

Как Россия укрепляет ледокольный флот: самые мощные атомоходы мира

atomic-energy.ru

Сегодня Российская Федерация обладает самым большим ледокольным флотом на планете. В него входят 34 дизельных и 7 уникальных атомных судов.

Последняя категория представляет особый интерес. Ведь такие ледоколы строятся только в нашей стране. Здесь используются специализированные ядерные силовые установки, и это позволяет значительно опережать по мощности дизельные суда. Плюс ледоколы-атомоходы не нуждаются в регулярном пополнении запасов топлива. В сущности, одной заправки такому судну хватает на несколько лет.

Ледоколы-атомоходы начали строить ещё в СССР. Первый из них (он назывался «Ленин») был спущен на воду в конце 1950-х. Всего же в советское время построили 4 корабля данного типа. Но это — уже история. А что происходит сегодня? В последние годы в РФ создаются и вводятся в эксплуатацию совершенно новые атомные ледоколы — проекта 22220 и проекта 10510. О них и пойдёт речь ниже.

«Арктика»

dzen.ru

Ледокол-атомоход «Арктика» заложили осенью 2013 года. А в состав российского атомного флота он был включён 21 октября 2020-го. Это первое, головное судно проекта 22220. Оно было построено в Петербурге, на Балтийском заводе, по заказу предприятия «Атомфлот», входящего в государственную корпорацию «Росатом». Длина ледокола «Арктика» — 173,3 м, ширина — 34 м. А полное водоизмещение равно 33 540 тоннам.

Данный ледокол оборудован двумя атомными энергоустановками, оснащёнными реакторами РИТМ-200. Их можно назвать сердцем судна. Они спроектированы с учётом современного уровня развития атомной энергетики и, по сути, не имеют аналогов. Тепловая мощность каждой установки — 175 МВт.

Благодаря применению ядерных технологий «Арктика» может функционировать без перезагрузки топлива до 7 лет.

Описываемый ледокол примечателен также тем, что способен преодолевать льды толщиной до 2,8 м со скоростью 1–2 узла (1,85–3,7 км/ч). Максимальная же скорость «Арктики» на чистой воде может достигать 22 узлов (40,7 км/ч). Функции движителя здесь выполняют 3 гребных винта фиксированного шага.

Ледокол-атомоход насчитывает 15 палуб. В то же время его экипаж состоит всего из 53 человек. Это гораздо меньше, чем на ледоколах-атомоходах предыдущего поколения — там было порядка 130–140 человек. Подобная разница связана, среди прочего, с тем, что многие операции, которые в прошлом приходилось делать вручную, сейчас автоматизированы.

При этом здесь имеется 101 отдельная каюта, и в каждой из них есть мебель, плоский телевизор, санузел. А на камбузе установлены вместительные холодильники для продуктов на несколько месяцев автономного плавания. Присутствуют на борту и дополнительные удобства — тренажёрный зал, бассейн, баня.

На судне есть полноценная вертолётная площадка, командный пункт, ангар для обслуживания вертолёта, инструментарий для его транспортировки и швартовки.

«Арктика», как и все прочие ледоколы проекта 22220, обладает мощностью на валах 60 МВт и имеет двухосадочную конструкцию. То есть судно способно работать как на глубоких морских водах, так и на речном мелководье. Оно может изменять осадку примерно от 9 до 10,5 м за счёт приёма и сброса водяного балласта.

Главная задача «Арктики» — обслуживать акваторию Севморпути и проводить различные экспедиции в Северном Ледовитом океане. Заявленный срок службы ледокола составляет 40 лет, ресурс реактора равен 320 000 часам.

«Сибирь» и «Урал»

strana-rosatom.ru

Это ещё два корабля проекта 22220. Соответственно, по конструкции и по всем основным параметрам они — братья-близнецы ледокола-атомохода «Арктика». Но всё же каждый из этих кораблей — особенный, у каждого — свой путь.

Закладка «Сибири» состоялась 26 мая 2015 года, а в эксплуатацию он был введён 25 января 2022-го. При этом его постройка прошла легче, чем постройка «Арктики», меньше было проблем на ходовых испытаниях.

Тогда же, в январе 2022-го, «Сибирь» выдвинулась в свой первый официальный рейс из порта приписки — Мурманска. И уже в следующем месяце этот ледокол впервые провёл теплоход по Енисею. Тем самым продемонстрировав, что суда проекта 22220 действительно способны эффективно выполнять свои функции, в том числе и на малых глубинах.

Всего за первый год эксплуатации атомоход «Сибирь» провёл по акватории Северного морского пути 144 судна.

Стоит также отметить, что в сентябре 2023 года атомный ледокол «Сибирь» участвовал в необычной проводке гигантского корабля категории Capesize, перевозившего 164 500 тонн обогащённой железной руды. Экипаж отработал на высшем уровне и создал кораблю абсолютно безопасный путь в Восточно-Сибирском море.

Третий ледокол-атомоход проекта 22220 — «Урал» — заложили в июле 2016-го. А в состав отечественного ледокольного флота он был принят в ноябре 2022-го. По имеющимся сведениям, 90% оборудования для него произвели отечественные компании.

За первый год своей работы атомоход «Урал» осуществил проводку 98 судов. Это достаточно большая цифра, если учесть, что с июля по октябрь 2023 года «Урал» был на ремонте в сухом доке Кронштадтского морского завода.

В сентябре 2024 года данный ледокол-атомоход провёл по участку Севморпути самый большой за всё время существования трассы контейнеровоз под флагом Гонконга NewNew Star. Его вместимость составляет 3 534 TEU (1 TEU эквивалентен объёму стандартного контейнера, длина которого 6058 мм, высота — 2438 мм, ширина — также 2438 мм). В тот момент это гонконгское судно выполняло рейс по маршруту порт Наньша (Китай) — порт Санкт-Петербург.

У каждого из трёх рассмотренных ледоколов есть своя «крёстная мать» (во время спуска судна на воду она разбивает бутылку шампанского о его борт — такова флотская традиция): у «Арктики» – это председатель Совфеда Валентина Матвиенко, у «Урала» — руководитель ЦБ Эльвира Набиуллина, у «Сибири» — вице-премьер Татьяна Голикова.

Стоит также отметить, что Центробанк РФ выпустил несколько памятных монет с изображением «Урала» и «Сибири» — они входят в специальную коллекционную серию.

Строящиеся атомоходы проекта 22220

atomic-energy.ru

Прежде всего здесь стоит сказать о ледоколе «Якутия». Церемония его спуска на воду состоялась ещё в 2022-м. Однако после этого его снова отбуксировали к причальной стенке и продолжили строительство уже на воде, на специальной набережной Балтийского завода.

Весной 2024 года это судно проходило швартовые испытания. В их рамках специалисты проверяли все системы и механизмы, оценивали качество установки судового оборудования, осуществляли настройку аппаратуры

Совсем недавно, в начале ноября 2024-го, появилось информация, что ледокол «Якутия» готов более чем на 95%. Его сдача в эксплуатацию запланирована на декабрь этого года. Предполагается, что «Якутия» будет сопровождать корабли в качестве лидера караванов в западном секторе Арктической зоны, вести суда на относительно неглубоких участках Енисея и Обской губы, выполнять роль буксира во льдах, участвовать в спасательных операциях.

Контрактная стоимость ледокола составляет 51 млрд рублей, а общий объём работ эксперты оценивают в 6 500 000 человеко-часов.

Интересно также то, что строительство «Якутии» осуществлялось по схеме смешанного финансирования. Из госбюджета выделили 45% необходимой суммы, остальные деньги вложили корпорация «Росатом» и коммерческие банки.

Параллельно на том же Балтийском заводе ведётся строительство 5-го ледокола — «Чукотки». Контракт на его постройку заключён в августе 2019 года по итогам специального открытого конкурса. Торжественная процедура закладки ледокола состоялась 16 декабря 2020-го.

Совсем недавно, в начале ноября 2024-го, его спустили на воду. Теперь он, как и «Якутия», достраивается — на стапеле «А» того же Балтийского завода. По имеющимся данным, сегодняшняя готовность «Чукотки» составляет 70%.

После введения в эксплуатацию ледокол, в соответствии с названием, будет работать в восточном, самом сложном, секторе Севморпути — в районе Чукотки. Впрочем, произойдёт это не так уж скоро — лишь в 2026 году.

«Якутия» и «Чукотка» тоже, кстати, уже имеют «крёстных матерей». У первого судна это заместитель председателя Госдумы Виктория Абрамченко, у второго — Председатель Совета федеральной территории Сириус Елена Шмелёва.

Вдобавок ко всему в Петербурге строится ещё один корабль такого же класса — «Ленинград». Его так назвали в честь 80-летия освобождения города на Неве от фашистской блокады. По внешнему виду он будет выделяться среди своих предшественников. Корпус ледокола сделают красным с синей и белой полосками по борту. Возле названия будет изображена медаль «Золотая Звезда» (эта награда вручалась всем городам-героям, в том числе и Ленинграду). Мостик и боковые элементы надстройки планируют выполнить в белом цвете. А спереди появится панно с очертаниями Петропавловской крепости, памятника Петру Первому и ростральной колонны в свете зенитных прожекторов.

Планируется, что это судно будет готово в декабре 2028 года.

В 2025-м будет осуществлена закладка ещё одного ледокола-атомохода проекта 22220 — «Сталинграда». Такое название дано в целях сбережения исторической памяти о подвигах защитников Сталинграда в Великой Отечественной войне.

«Россия» — ледокол проекта 10510 «Лидер»

rbc.ru

Его строительство стартовало в 2020-м на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае. Предполагается, что «Россия» будет обладать мощностью на валу в 120 МВт (это в два раза больше, чем у судов проекта 22220). Всю энергию данное судно получит от атомной паропроизводя́щей установки, включающей в себя два реактора РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 МВт каждый.

Известно также, что для отслеживания процессов, происходящих в них, а также для визуального мониторинга здесь будет использоваться стойкий к радиации цифровой телекомплекс — его поставит отечественный холдинг «Росэлектроника».

Ледокол «Россия» будет иметь увеличенную ширину корпуса — 47,7 м, что позволит ему без проблем проводить любые крупнотоннажные суда. При этом длина его равна 209 м, а высота — 20,3 м. В свою очередь полное водоизмещение «России» составляет 71 380 тонн. Это настоящий ледокол-гигант!

По чистой воде «Россия» сможет двигаться со скоростью 23 узла (42,6 км/ч), через лёд толщиной 2 м — со скоростью в 15 узлов (около 27,8 км/ч). А, допустим, льды толщиной 4,3 м ледокол сможет преодолевать со скоростью в 2 узла (3,7 км/ч). В качестве движителя здесь применяется 4 гребных винта фиксированного шага. В конечном счёте дальность плавания у этого судна практически не ограничена.

100% средств на строительство ледокола будут выделены из федерального бюджета. Ввод судна в эксплуатацию запланирован на декабрь 2030 года. Наконец необходимо добавить, что «Россия» — это головной ледокол проекта «Лидер». Всего же в его рамках будет создано три судна. У всех них будут одинаковые характеристики.

Новые атомные ледоколы, которые в последние годы строятся в нашей стране, — это, конечно, предмет гордости. Они представляют собой торжество инженерной мысли, по мощности и эффективности им нет равных на земном шаре. Создавать атомные ледоколы в России действительно умеют, хоть это и непростая работа. Те суда, о которых говорилось выше, безусловно, должны сыграть важнейшую роль в развитии Севморпути. Обновлённый ледокольный флот позволит обеспечить здесь уверенную круглогодичную навигацию. А это в свою очередь даст возможность наладить новые эффективные логистические маршруты (в частности, в Юго-Восточную Азию), нарастить грузопоток, в целом полнее раскрыть экспортный потенциал России.

Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во ВконтактеОдноклассникахТелеграме и Дзене.

Последние комментарии