Top.Mail.Ru

Российские инженеры добились полного импортозамещения при производстве крыла МС-21

ТАСС

Инженеры ульяновского филиала ОАК «Аэрокомпозит» смогли добиться полного импортозамещения при изготовлении крыла узкофюзеляжного самолёта МС-21. Это стало возможным благодаря технологии вакуумной инфузии, которая используется при производстве. Именно она даёт возможность использовать композит российского производства и снизить капитальные затраты на производство.

Первые в мире

При конструировании узкофюзеляжного борта отечественные инженеры первыми в мире начали применять композиты. Решение использовать данный материал было принято, чтобы облегчить конструкцию. Дело в том, что из алюминия элементы МС-21 чересчур получались тяжёлыми, поэтому и на хорошие результаты рассчитывать было сложно. А легкий углепластик решил эту проблему. Новый подход российские инженеры проявили и в выбор метода – в то время как в мире пользуются методом автоклавного формования, наши специалисты при изготовлении крыла для самолёта взяли за основу технологию вакуумной инфузии.

«Технология подразумевает пропитку и формование заготовки на специальном оборудовании с вакуумным мешком. Мы выкладываем все вспомогательные материалы, инфузионы, собираем вакуумный мешок и перемещаемся уже в термоинфузионный и автоматизированный центр для пропитки. Мы пропитываем сухой материал при температурах, загоняем его все связующие», – пояснил заместитель технического директора по композитному производству филиала «Аэрокомпозит» в Ульяновске Павел Ильин.

mc21.irkut.com

По сравнению с остальными методами данная технология имеет ряд преимуществ. Прежде всего это экономия. Начинается она еще не этапе производства – применение вместо автоклава печи снижает капзатраты в четыре раза. Кроме того, также экономится топливо – установка на МС-21 композитных крыльев сокращает расход топлива на 6%.

При этом, по словам гендиректора «Аэрокомпозита» Анатолия Гайданского, что касается крыла самолёта МС-21, то импортозамещение выполнено только с точки зрения материалов. Полное импортозамещение, включая всё оборудование, намечено на 2027 год.

«Глобально заканчивается импортозамещение оборудования на предприятии – мы с нашими партнерами уже импортозаместили выкладочные роботы, а это сложнейшее оборудование. Сейчас замещаем порталы. Думаю, что к концу 2027 года полностью будет замещено все оборудование», – отметил он.

МС-21 – полностью импортозамещённый самолёт

Российский лайнер МС-21 создаётся специалистами корпорации «Яковлев» (структура Объединённой авиастроительной корпорации, ОАК). Изначально его планировалось разрабатывать его совместно с заграничными поставщиками. В частности, до того как будет создан отечественный двигатель ПД-14, на воздушное судно планировалось устанавливать американские PW1400G-JM. Также были импортные композитные материалы крыла и некоторое бортовое оборудование. Однако из-за санкций поставки необходимых элементов были заблокированы. Поэтому российским инженерам пришлось в оперативном режиме производить недостающие компоненты в РФ.

9111.ru

В частности, за последние несколько лет завершилось создание двигателя ПД-14, а также был налажен выпуск композитных материалов. Двигатель даже получил разрешительные документы от Росавиации. Более того – уже в 2023 году три самолёта МС-21 уже летали с серийными двигателями российского производства, всего на тот момент было изготовлено восемь ПД-21. В планах на 2024 год было изготовление 12 двигателей, на 2025-й – 24. Помимо этого, на МС-21 была установлена полностью российская авионика.

«Если говорить о технических и технологических проблемах, которые необходимо было решить на пути создания отечественного оборудования для МС-21, то авиационный двигатель, современное радиоэлектронное оборудование и крыло из композитных материалов были самыми сложными задачами. И именно они сегодня определяют общий прорывной уровень конструкции самолёта МС-21», – рассказал руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Первые полёты импортозамещённого пассажирского самолёта МС-21 запланированы на весну 2025 года.

Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.

Последние комментарии