Коллапс, возникший в автомобильной отрасли в 2022 г., можно сравнить с кризисом в сегменте электроники и сопряженными с ней отраслями – авиастроением, судостроением и т. п. Но спад производства начался еще с 2014 г., и можно было предвидеть, что технологии и мощности требуют серьезного подхода к локализации. На данный момент идет передел собственности и рынка автомобильного транспорта, и ожидать в ближайшее время резкого роста производства легкового, грузового и пассажирского транспорта не приходится.
Динамика производства российского автопрома за последнее десятилетие
Эксперты инвестиционного отдела «Т-банка» подготовили отчет по объемам выпуска продукции российских автомобилестроительных заводов. В конце прошлого века российский автопром выпускал более миллиона автомобилей в год и показывал постоянный прирост производства. Поэтому уже к 2013 г. объем выпуска составлял уже более 2 млн штук.
Высокая волатильность рубля по отношению к доллару и уже присутствующее санкционное давление привели к снижению выпуска до 1,5 млн единиц автомобилей, и такие показатели держались вплоть до 2020 г. Но беда в том, что автотранспорт производился на иностранных мощностях, и владельцами компаний были западные инвесторы. Их уход из страны в 2022 г. катастрофическим образом сказался на производстве автотранспорта.
По итогам 2022 г. суммарный объем производства сократился в 2,5 г. в том числе:
- легковые автомобили (-62%)
- грузовые, специальные и прочие транспортные средства (-76,4%).
По данным Минпромторга, в 2023 г. было выпущено 720 тыс. единиц автомобилей (из них 537 тыс. шт. – легковые). По прогнозам, в 2024 г. выпуск увеличится до 800 тыс. шт.
Более наглядно динамика производства автомобилей представлена на диаграмме:
По деятельности российского автопрома Росстат ежемесячно публикует статистические отчеты. По ним можно сделать вывод, что максимальное падение производства до 3,72 тыс. штук было зафиксировано в мае 2022 г. Даже в кризисный период 2008 средний объем производства составлял 19,4 тыс. единиц, а в 2020 – более 31 тысячи.
Срочные меры, предпринятые компаниями автопрома, в частности, смена поставщиков основных комплектующих, позволили несколько увеличить объемы производства и к апрелю 2024 г. объем производства достиг 62,8 тыс. единиц автомобилей.
Динамику среднемесячных объемов производства по годам можно проследить на графике:
Локализация автомобильной промышленности в России
Для того, чтобы четко понимать, насколько российские производители зависимы от импортных поставок, необходимо понимать специфику производственной деятельности и что в конечном итоге считать «автомобилем российского производства». Эксперты «Автостата» предлагают свою классификацию.
Автомобили собственного производства
К ним принято относить машины, спроектированные российскими инженерами и конструкторами, производимые на отечественном оборудовании из деталей отечественного выпуска. При этом допускается использование импортных комплектующих в части электрооборудования и комплектации.
Например, по сведениям специалистов «Автостата», еще в марте 2022 г. «Автоваз» при производстве автомобилей использовал до 20% импортных комплектующих.
Для оценки локализации Минпромторг ввел балльную систему. Суть системы заключается в начисление баллов за каждую операцию, производимую внутри страны. Для каждой марки определено максимальное количество баллов, и по отношению начисленных баллов к сумме и вычисляется локализация производства.
Например, для автомобиля «Лада Гранда» максимальное количество баллов составляет 8 800, из них, по оценке РБК, 4 621 балл пришелся на российское производство, то есть конечный продукт локализован на 52,5%.
Производство полного цикла (мелкоузловая сборка)
Производитель получает кузов (без сварки и покраски) и часть узлов. Остальные комплектующие приобретаются у местных производителей и происходит окончательная сборка, покраска и обкатка автомобиля.
Например, совместное предприятие «ПСМА Рус» освоило выпуск автомобиля Citroen C5 Aircross. В машине присутствует 800 групп компонентов и 1 700 деталей. Из них более 63% – отечественного производства. На современном оборудовании происходит полная сборка, отладка и тестирование автомобиля.
А Калининградское предприятие «Автотор» начало программу импортозамещения еще с 2016 г. и сегодня получает только «голый» кузов, на который устанавливаются узлы и детали. По словам генерального директора «Автотор Холдинг», заслуженного конструктора РФ, доктора технических наук Александр Сорокина, сегодня автопредприятия нацелены в большей степени на обновление технологий, а не на увеличение объемов выпуска.
Крупноузловая сборка
Такой метод производства был чрезвычайно популярен в СССР. Его суть заключается в том, что предприятие получает машинокомплекты, из которых в последствии собирается готовый автомобиль.
В 2023 г. на заводе «Москвич» практиковался такой способ производства (машину собирали всего из 50 узлов). Но уже сейчас планируется переход на мелкоузловую сборку, когда автомобили будут комплектоваться из 900 позиций. При этом специалисты работают над повышением показателей локализации автомобилей «Москвич 3» и электромобиля «Москвич 3е».
Изменение структуры производства автопрома
Если рассматривать обеспеченность производства автомобилей собственными компонентами, то в 2020 г. основные компании выглядели следующим образом:
В наилучшем положении находился «Автоваз», но и эта компания, как «КАМАЗ», «ГАЗ», «УАЗ» и другие производители отечественных марок, с весны 2022 г. стали испытывать проблемы с поставкой иностранных запчастей. Ряд предприятий вынуждены были приостановить производство на несколько месяцев.
Поиск альтернативных поставщиков дал хорошие результаты, и по итогам 2023 г. все предприятия (кроме ГАЗа) увеличили объемы выпуска в сравнении с 2020 г. А так как уход европейских, корейских и японских брендов освободил ряд рыночных ниш, доля крупнейших автомобильных заводов выросла до 69% в 2023 г. (в 2020 г. – 34%).
Весной 2022 г. прекратили работу 11 заводов, принадлежащих иностранным инвесторам, в 2024 г. 8 из них приобрели новых собственников и перезапущены. Пока 4 завода заняты крупноузловой сборкой, но ведутся работы по их модернизации.
Перспективы импортозамещения
В конце 2023 г., по заявлению заместителя главы Минпромторга Василия Шпака, разработан план по выпуску электронных запчастей для автомобилей на 2024-2025 г., в том числе для китайских брендов, планирующих развернуть производство в России. Среди основных компонентов, которые требуют серийного импортозамещения, В. Шпак отметил:
- печатные платы;
- навигационные модули;
- резисторы;
- конденсаторы;
- разъемы и т.д.
Уже в июле 2023 г. НПП «Итэлма» получило лицензию на производство систем ABS и ESP. Ряд предприятий отечественного автопрома инвестировали средства в технологические инновации по сборке электромоторов, разработке российских электронных составляющих и прочих узлов.
На данный момент основными производителями автопрома являются три предприятия: «Автоваз», «Автотор» и ГАЗ.
Основные игроки российского автомобильного рынка
Эксперты отмечают, что с уходом с рынка иномарок и сложностями их сервисного обслуживания спрос на отечественные автомобили значительно вырос. Лидирующую позицию занимает «Автоваз», спрос на его продукцию, в частности Lada Granta и Lada Vesta NG, показал максимальное значение за последние 10 лет.
Но при этом у компании возникли трудности с отдельными автокомпонентами, ранее завозившимися из ЕС. На складах скапливаются недоукомплектованные машины. В 2025 г. предприятие планирует выпуск автомобилей, оснащенных китайской электроникой – Lada Iskra. Маркетологи предприятия считают, что новая модель В-класса уже к 2027 г. вытеснит «Гранту» с рынка. Для госслужб разрабатывается удлиненная модель Lada Aura. Ее серийное производство запланировано на второе полугодие 2025 г.
Калининградский «Автотор» сосредоточился на производстве китайских брендов Kaiyi, BAIC и SWM. В 2024 г. производство с «отверточного» режима переходит на режим полного цикла. Одновременно конструкторы предприятия разрабатывают собственный электромобиль Amber. Он должен быть по плану запущен в серийное производство во втором полугодии 2025 г. Как уже упоминалось ранее, предприятие отказалось от планов выпуска 70-100 тыс. автомобилей в пользу углубления технологического процесса. На 2024 г. запланировано производство 55 тысяч единиц.
В незавидном положении оказался нижегородский ГАЗ. С 2011 г. завод работал на контрактной основе, выпуская модели Kodiaq, Karoq, Octavia и Taos (бренды Skoda и Volkswagen). Но весной 2022 г. иностранные инвесторы ушли из России, и предприятие расформировали. Тем не менее, губернатор Нижегородской области заявил, что ведется работа по перепрофилированию предприятия на выпуск отечественных автомобилей, в частности легендарной «Волги». Сейчас производственные мощности частично загружены выпуском коммерческого транспорта.
В меньшей степени испытал на себе кризис «Москвич». Даже после прекращения производства Renautl Duster и сходных моделей завод перешел на выпуск копий автомобилей JAC под маркой «Москвич-3». В планах предприятия – освоение производства российского электромобиля «Атом».
Стоит отметить, что в наиболее выгодном положении из всех предприятий автопрома оказался УАЗ. Стабильный спрос на «Патриоты», «Хантеры» и «буханки» позволил предприятию работать и в кризис, практически не меняя ассортимент и технологии.
Что касается остальных предприятий, они, сменив собственников, по-прежнему ориентированы на производство иномарок, но уже с «китайскими» чертами.
Перспективы развития российского автопрома
В августе 2024 г. Минпромторг выложил для общественного обсуждения проект «Стратегии развития автопрома России до 2035 г.». Эксперты портала «Дром» отмечают, что в рамках данной стратегии намечена локализация производства автомобилей на уровне 90%, но всегда ли это экономически целесообразно?
Например, выпуск ЭБУ потребует создания полноценной индустрии электронных компонентов. При этом специализированные микросхемы уже давно производятся миллиардными тиражами, полностью обеспечивая спрос на мировом рынке.
При этом государственная поддержка российского автопрома в Стратегии не предусмотрена – все средства на капиталовложения (а это почти 2,7 трлн. руб.) должны быть выделены коммерческим сектором. В свою очередь Правительство готово выделить 1,2 трлн руб. на стимуляцию спроса и организацию экспортных контрактов. Вопросов к реализации плана развития предприятий по выпуску автомобилей пока что больше, чем ответов.
К сожалению, оценивать перспективы развития автомобилестроения в России в оптимистическом ключе довольно сложно. Прежде всего из-за недоверия потребителей к продукции российского автопрома. И, в перспективе, основная масса предприятий будет так же являться просто «конвейерами» по сборке иномарок.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.