Top.Mail.Ru

Проблемы и перспективы развития российского машиностроения

playbookpro.ru

Легкая промышленность и сектор АПК достаточно быстро перестроились в период санкционного давления, и внедрение программ импортозамещения показало хорошие результаты. В машиностроительном сегменте ситуация стала улучшаться только с 2022 г. Какие показатели развития отрасли продемонстрировали предприятия и что послужило стимулом для развития, рассмотрим в этой статье.

Итоги двухлетнего периода, когда производство показало положительную динамику

Доля машиностроения в структуре ВВП за 2022 г. составляла 14,4% – это самый большой сегмент экономики. Кроме того, от состояния станкостроительной отрасли и других направлений сегмента зависит и производство в других экономических секторах. Без тракторов и перерабатывающих машин не сможет работать АПК, без автотранспортного парка невозможно обеспечить поставки потребителям, поэтому состояние экономики страны глобально зависти от машиностроения.

Стагнация отрасли в 2021 г., повлиявшая на показатели 2022 г.

Пандемия 2020 г., практически прекратившая международное сообщение, и сложная геополитическая обстановка привели к стагнации российской промышленности, а затем и к кризису. Определенные проблемы в создании импортозамещающих технологий негативно сказались на промышленном комплексе. Отголоски кризиса наблюдались и в 2022 г.

По данным Росстата, сокращение промышленного производства в России за 2022 г. составило 0,6%. И наибольший отрицательный результат показали именно пять машиностроительных отраслей (-8,6%) по сравнению с показателями 2021 г.

Однако такая шоковая ситуация имела и положительные последствия:

  • предприятия стали вкладываться в разработку новых технологий и инжиниринг;
  • активно разрабатывается системы автоматизации и роботизации промышленности;
  • строятся новые логистические цепочки с восточными партнерами.

Поэтому уже в 2022 г. резко сменилась направленность машиностроения с использования западных технологий и использование импортных комплектующих на разработку собственных мощностей и развитие отечественного производства.

Тренды машиностроения в 2023 г.

Основными задачами 2022–2023 гг. стали разработки собственных механизмов и технологий. В рамках программы импортозамещения, по мнению специалистов рейтингового агентства АКРА, можно выделить две основные тенденции развития отрасли:

  • внедрение технологических инноваций в автомобилестроении;
  • увеличение объемов производства в регионах оборудования, станков и продукции для нужд оборонной промышленности.

Еще одним трендом отрасли как следствие пандемии стала цифровизация процессов. Если в 2020 г. затраты на разработку и внедрение цифровых технологий в сегменте обрабатывающей промышленности составляли 152,2 млрд руб., то в 2021 г. этот показатель вырос до 228,2 млрд руб.

По данным, опубликованным Росстатом, в 2022 г. внедрено:

  • в сфере производства машин и оборудования – 63 разработки;
  • в автотранспортной отрасли – 51 разработка;
  • при создании прочих транспортных средств и оборудования – 20 разработок.

По совокупности уже имеющихся (и используемых) российских технологий в 2022 г. по данным направлениям использовалось 52,2 тыс. технологий, разработанных в России.

На сегодняшний день над созданием инновационных принципов инжиниринга трудится 30 научных центров. Среди них особенно выделяются центры, созданные на базе МФТИ, МТУ им. Баумана, Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, Уральский ФУ и другие.

Немаловажную роль в расширении научного потенциала играет государственная поддержка, которая с 2014 по 2023 г. составила 8,9 млрд руб. Как уже говорилось ранее, и частный сектор бизнеса активнее стал вкладываться в новые технические разработки: более трети грантов и инвестиций в науку предоставлено внебюджетными источниками.

В 2023 г. инжиниринговые центры работали по контрактам заключенным с такими крупными предприятиями, как «Камаз», ГК «Росатом», «Газпромнефть НТЦ» дальневосточными отелами «Лукойла».

Итоги 2023 г. и факторы, повлиявшие на рост показателей отрасли

Минэкономразвития (МЭР) опубликовало данные по росту машиностроительного производства. За 2023 г. он составил 22,4% (такой показатель последний раз наблюдался в 2010 -2011 гг.). При этом эксперты «РИА Рейтинг» выделяют несколько факторов, повлиявших на степень прироста.

Низкие показатели базовых данных

По мнению аналитиков, 2022 г. был провальным для автомобилестроения, несмотря на рост производства легкового автотранспорта в 1 квартале 2022 г. в три раза, а в третьем в 2,4 раза до показателей 2021 г., когда в России присутствовали иностранные инвесторы, объем производства отстал очень значительно.

Увеличение спроса

Немаловажным фактором стала активизация отложенного спроса у населения. Повышение цен на иномарки, снижение конкуренции на рынке автомобилей стимулировало граждан и компании покупать продукцию отечественного автопрома. Расширение производственных мощностей и повышение рентабельности привело к росту инвестиционной привлекательности отечественных заводов.

Импортозамещение

Из-за санкций крупные предприятия машиностроения вынуждены были пересмотреть технологии. Если раньше производство было ориентировано на сборку конечной продукции из иностранных комплектующих, то теперь производители вынуждены были пересмотреть структуру поставок и освоить выпуск продукции, которую раньше вообще не производили.

Увеличение госзаказов для удовлетворения нужд оборонной промышленности

С начала СВО значительно увеличился спрос на автомобили со стороны Министерства обороны РФ. По данным экспертов «РИА Рейтинг», только по тяжелым грузовикам «Урал» производство увеличилось почти на 70%, хотя спрос на рынке на данный тип автотехники снизился на 32,4%. Это как раз свидетельствует о росте поставок техники на нужды Российской армии.

Итоги 1 квартала 2024 г. и перспективы развития отрасли

Аналитики института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в своем исследовании приводят данные:

  • С начала 2024 г. более 40% компаний по производству машин и оборудования освоило новые стратегии производственной деятельности, расширило инструментарий по привлечению инвестиций и успешно внедряет новые технологии и программы по автоматизации.
  • По данным опроса руководителей предприятий как они оценивают технологическую независимость своей компании, 21% респондентов отметили высокий уровень суверенитета, 61% считают его «средним» и только 13% оценили независимость своей компании как «низкую». При этом 8% респондентов отметили, что их предприятия по-прежнему сильно зависят от импортных поставок.
  • Более 60% предприятий готовы внедрять инновационные технологии, а 40% уже финансируют их внедрение. При этом практически все руководители отмечают сложную ситуацию в НИР и НИОКР, и считают, что без солидных инвестиций создавать высокотехнологичную продукцию невозможно.

Период спада наблюдался с 4 квартала 2021 г. до конца 1 квартала 2023 г. Колебания производственных ожиданий хорошо видны на графике:

issek.hse.ru

В 1 квартале 2024 г. производственные планы достигли пикового значения, по отношению к такому же периоду 2023 г. компенсационный рост составил 13,5%. Если рассматривать показатели динамики в машиностроении по направлениям, складывается следующая картина.

Станкостроение

По результатам анализа выпуска продукции (проанализированы показатели по 43 важнейшим видам продукции), предприятия показали прирост объемов производства на 21,5%. В сравнении с 1 кварталом 2023 г. общий объем выпуска составил 18,6 тысяч станков, наибольший удельный вес пришелся на долю металлообрабатывающих станков – 18,4% (3,4 тысячи штук).

По доле в выпуске второе место занимают металлорежущие станки – 15,5% (2,9 тыс. штук), на третьем – деревообрабатывающие станки – 13% (2,4 тыс. штук). На долю токарных, расточных и фрезерных станков приходится 9,8% (1,8 тыс. штук).

Стабильный прирост производства показали следующие виды станков:

  • обрабатывающие центры, агрегатные станки и многопозиционные станки для обработки металлов, показатели с 21,8% за 1 квартал 2023 г. выросли до до 33,3%;
  • продольнострогальные, пильные, отрезные и станки для прочей резки металла показали увеличение темпов роста с 22% до 31,1%;
  • прирост по токарным, расточным и фрезерным металлорежущим станкам с 19,8% в 2023 г. вырос в 1 квартале 2024 г. до 30,5%;
  • по деревообрабатывающим круглопильным, ленточнопильным и лобзиковым станкам объем производства увеличился на 29,6% (в 2023 г. на 17,3%);
  • прирост производства деревообрабатывающих станков составил 29% против 16,3% в прошлом году;
  • прирост производства металлорежущих станков составит в 1 квартале 2024 г. 27,8%, в сравнении с 20,1% за тот же период 2023 г.

Самый незначительный прирост объемов производства пришелся на гайконарезные и резьбонарезные станки.

Более наглядно динамику объемов производства по видам оборудования можно увидеть на графике:

issek.hse.ru

Уже за 1 квартал 2024 г. предприятия выпустили 35,2% от объемов производства за весь 2023 г. О стабильном приросте производства в отрасли позволяет судить следующая диаграмма:

issek.hse.ru

Несмотря на позитивные показатели производства, аналитики отмечают ряд проблем, сдерживающих развитие отрасли.

Основные факторы, сдерживающие развитие машиностроения

По данным портала «Деловой Петербург», основным негативным фактором для развития производства является кадровый «голод». Дефицит квалифицированной рабочей силы испытывает более 40% предприятий. К концу 2023 г. число незаполненных вакансий возросло более чем в 1,5 раза (по сути, нехватка трудовых ресурсов отмечается на уровне 16 тысяч человек). Аналитики прогнозируют дальнейший рост дефицита кадров, поэтому предприятия возвращаются к принятой ранее практике взаимодействия с учебными заведениями.

Вторым негативным фактором эксперты считают рост процентных ставок по кредитам. Ужесточение кредитной политики со стороны ЦБ может привести к печальным последствиям уже в 3 квартале текущего года.

Многие коммерческие структуры не могут себе позволить приобретение новой техники и оборудования. Сложившаяся практика покупки основной части грузового автотранспорта, сельхозтехники, автобусов, дорожно-строительной техники в лизинг сейчас под угрозой из-за резкого роста процентов по кредитам.

По этой же причине уже с ноября 2023 г. наблюдается снижение спроса на автомобильном рынке. При этом автомобили, техника и оборудование дорожают из-за промышленной инфляции, что еще больше снижает спрос.

Третья причина, тормозящая развитие российского машиностроения – высокая конкуренция на рынке с дешевой продукцией производства КНР. По данным ФТС, с января по конец сентября 2023 г. поставки китайских грузовиков (в натуральном выражении) выросли в 3,1 раза, строительной техники – на 71,7%.

Динамика импорта китайского оборудования представлена на рисунке:

rbc.ru

Производители отмечают, что, по сравнению с 2021 г., государственная поддержка машиностроителей значительно сократилась. Только в направлениях производства техники и автомобилей по государственным заказам Минобороны наблюдается стабильность.

Перспективы развития отрасли

Тем не менее, согласно данным опроса ГК «Цифра» и ЦИПР представителей машиностроения, сами производители оптимистично оценивают перспективы развития:

  • Около 33% респондентов считают позицию своих предприятий стабильной, так как уже имеются заключенные контракту на поставки на 2024-2025 гг.
  • Более 20% опрошенных считают, что российское машиностроение сможет достичь уровня мировых лидеров за внедряемых инновационных технологических решений и обмена опытом с дружественными странами.

Пессимистический прогноз поддерживают 18% респондентов, считающих, что машиностроительную индустрию в ближайшие годы ждет отставание по технологиям и цифровизации.

Как видно из статистики и приведенных данных, «прорыв» в машиностроении в конце 2023 г. и начале 2024 г. может стать скорее исключением, чем правилом. Тем не менее уже то, что отрасль показывает стабильную положительную динамику, позволяет надеяться, что отрасль будет развиваться, а проблемы, описанные ранее, благополучно разрешаться.

Последние комментарии