Малая и сверхлёгкая авиация – ключевой сегмент экономики, включающий летательные аппараты малой вместимости и ограниченной дальности полёта. Для России эта отрасль имеет особое значение. Она незаменима в сельском хозяйстве, где используется для опрыскивания полей, доставки посадочного материала и внесения удобрений, что ускоряет аграрные работы и снижает затраты.
Малая авиация также играет важную роль в ликвидации чрезвычайных ситуаций: тушении лесных пожаров, оказании медицинской помощи, поиске пропавших и мониторинге ландшафтов. Она активно используется в освоении Арктики и геологоразведке, обеспечивает пассажирские перевозки и доставку грузов в труднодоступные регионы, где отсутствует дорожная инфраструктура, делая воздушный транспорт единственным связующим звеном с внешним миром.
История и развитие малой авиации в России
1754 году Ломоносов предложил идею устройства, похожего на вертолет, для изучения атмосферы. В 1885 году А.Ф. Можайский создал моноплан с паровыми двигателями, а в 1894 году К.Э. Циолковский представил проект аэроплана с неподвижным крылом.
В 1913 году состоялся первый полет четырехмоторного биплана «Русский Витязь», а в 1914 году на вооружение армии поступил самолет-разведчик «Илья Муромец».
Н.Е. Жуковский и А.Н. Туполев внесли значительный вклад в развитие авиации. В годы Великой Отечественной войны авиапромышленность наладила выпуск истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков благодаря работе конструкторов, включая Ильюшина, Лавочкина, Сухого и Микояна.
Малая авиация зародилась в 1950-е годы и до 1980-х выполняла сельскохозяйственные, санитарные, патрульные и почтовые функции, а также использовалась как аэротакси.
Современное состояние отрасли
Транспортная система малой авиации в России находится в кризисе. Более 60% территории страны лишены круглогодичного доступа к основным транспортным путям, что подчеркивает важность малой авиации.
Однако с 1970-х годов, когда Ан-2 стали основой гражданских перевозок, ситуация ухудшилась: если раньше выпускались тысячи таких самолетов, то к 2023 году в эксплуатации осталось лишь около 200 машин. Основные проблемы – износ парка и нехватка комплектующих, усугубленные санкциями.
Ан-2, модернизированные в 1970-х для соответствия международным стандартам, стали зависимы от импорта. Их замену должен составить новый ЛМС-901 «Байкал» (УЗГА, Ростех), но его внедрение затягивается из-за трудностей с созданием двигателя ВК-800СМ.
С вертолетами ситуация схожа: 70% парка старше 25 лет, и ежегодно выходит из строя около 80 машин. Несмотря на планы увеличить выпуск техники на 30% в год, основу парка составляют советский Ми-8 и российский «Ансат».
Ключевая проблема – износ парка: 90% техники старше 20 лет, что требует дорогостоящего обслуживания. Средний возраст пилотов превышает 50 лет.
За последние 25 лет объемы авиаперевозок и авиаработ сократились. Количество обслуживаемых населенных пунктов уменьшилось втрое, число аэродромов упало с 1400 в 1990 году до менее 300 сегодня. Пассажиропоток снизился в 50 раз, отчасти из-за роста цен на билеты.
Самолеты-амфибии в России
Самолет-амфибия – это летательный аппарат, способный взлетать и садиться как на воду, так и на сушу. Он сочетает в себе функции самолета и лодки, что делает его универсальным для использования в труднодоступных районах, включая острова, озера, реки и прибрежные зоны. Конструкция таких самолетов включает специальные поплавки или водоизмещающий корпус, позволяющий им держаться на воде. Самолеты-амфибии применяются для пассажирских и грузовых перевозок, спасательных операций, тушения пожаров, мониторинга окружающей среды и других задач.
Борей

В 2017 году в Самарской области стартовало серийное производство самолёта-амфибии «Борей». Его разработали на базе НПО «Аэроволга». Это ультралегкий самолет с максимальной взлетной массой 450 кг, предназначенный для учебно-тренировочных полетов. «Борей» может подниматься в воздух даже при температуре -35 °C.
Л-142

Четырехместный цельнокомпозитный самолет-амфибия с двумя двигателями в 100 л.с. Разработчик «Авиатех». Предназначен для перевозки пассажиров и грузов. Дальность полета – 1100 км. Эксплуатируется с 2005 года.
СК-12 «Орион»

Создан в 2002 году «Орион-Авиа». Предназначен для полетов с многочисленными водными ресурсами. Разработан для мониторинга, пассажироперевозок, поисково-спасательных и тренировочных целей.
Амфибия АСК-62

Разработали в «Серегин Эйркрафт». Летает с 2016 года. Установлены два двигателя Titan Engines Superior XP-360 мощностью 180 л.с.
Корвет

Гидросамолет общего назначения. Разработчик «Серебряные крылья». Серийное производство с 1993 года. Вместимость – 225 кг. Двигатели – Ротакс-582 2×64 л. с.
ЛА-8

Разработчик «АэроВолга». Эксплуатируется с 2004 года. Грузоподъемность – 1000 кг.
Легкомоторные самолеты в России
Легкомоторные самолеты – это небольшие воздушные суда, предназначенные для перевозки ограниченного числа пассажиров (обычно до 6-10 человек) или грузов. Они отличаются малым весом, простотой конструкции и относительно невысокой мощностью двигателей.
Т-411 Аист

Разработан в АО «Хруничев Авиатехника». Летает однодвигательный моноплан с 1997 года. Преимущество – простота в управлении.
СМ-92 Финист

Многоцелевой легкомоторный самолет производится на Смоленском авиационном заводе. Эксплуатируется пограничной службой и ФСБ.
А-27

Разработчик «Аэропракт». Эксплуатируется с 1999 года. Предназначен для учебных тренировок, патруля и туристических полетов.
М-101Т

Выпускает ОКБ «Мясищева». Ближнемагистральный самолет для перевозки 7 человек. Макс. Расстояние – 1100 км.
М-12 Касатик

Разработан ОКБ «Феникс. Предназначен для контроля лесного, охотничьего и рыбного хозяйств. Полезная нагрузка: 2 пассажира или 240 кг груза.
МАИ-223 Китенок

Сверхлегкий одномоторный самолет, разработанный в ОСКБЭС МАИ. Может оборудоваться лыжами и поплавками.
Рысачок

Разработан в «Техноавиа». Используется в качестве учебного самолета, а также при перевозке пассажиров и грузов до 1500 кг.
СМ-2000

Многоцелевой самолет на 6 мест. Используется для авиаперевозок и тренировочных целей.
Элитар-202

Разработан ВВВ-Авиа. Идеален для патрулирования, мониторинга, тренировочных полетов и туристических целей.
F-32 Ястреб

Разработчик «АэроСамара». Имеет 5 модификаций: скоростной, учебный, гидровариант, сельскохозяйственный, спортивный.
Российские вертолеты малой авиации
Вертолеты малой авиации – это легкие винтокрылые аппараты, предназначенные для перевозки небольшого числа пассажиров (обычно до 5–8 человек) или грузов. Они используются в труднодоступных регионах, для санитарных перевозок, патрулирования, обучения пилотов, а также в сельском хозяйстве и туризме.
Ми-34

Это первый легкий вертолет России. Его разработали в 1993 году в РО «Легкие вертолеты Ми». Он востребован в пассажирских перевозках, при патрулировании, тренировочных полетах и при ликвидации аварийных ситуаций.
Ансат

Разрабатывался в КБ «Казанский вертолетный завод». Первый полет в 1999 году. Массовый выпуск с 2004. Способен перевозить грузы до 1300 кг. Используется в аварийно-спасательных, санитарных, патрульных миссиях.
Ка-226

Вертолет представляет собой улучшенную версию Ка-26 и Ка-126. Используется в МЧС и в качестве скорой медицинской помощи. В пассажирском варианте в нем располагается 9 кресел.
Беркут

Легкий вертолет «Беркут», разработанный частной компанией «Беркут Аэро», представляет собой современный российский аналог западных малых геликоптеров. Его ключевая особенность – использование соосной схемы, при которой вместо одного несущего винта применяются два, расположенные на одной оси.
Афалина

Разработан в 2015 году. Двухместная однодвигательная машина развивает скорость до 250 км/ч и преодолевает расстояние в 750 км. Его часто можно увидеть на госслужбе.
Перспективы и потенциал дальнейшего роста малой авиации в России
Транспортная стратегия России до 2035 года направлена на обеспечение доступности авиаперевозок даже в самых отдаленных регионах. Однако высокая стоимость билетов, сложные географические и климатические условия, а также необходимость использования специализированной техники остаются основными препятствиями.
В 2022-2023 годах на развитие малой авиации выделено около 100 млрд рублей, что позволило открыть 284 новых маршрута из 421 действующего. Тем не менее, проблема требует дополнительных инвестиций, особенно с учетом неравномерного распределения средств между регионами.
Планируемые государственные вложения в аэродромную сеть составят 25,8 млрд рублей в 2025 году, 54,5 млрд в 2026 и 85,6 млрд в 2027 году. Программа развития авиации до 2030 года предусматривает закупку 1036 самолетов, включая региональные модели, такие как ТВРС-44 «Ладога» и ЛМС-901 «Байкал». Эти самолеты адаптированы к сложным условиям и отличаются экономичностью, но их серийное производство и сертификация пока находятся в процессе.
Для успешной реализации стратегии необходимо решить вопросы технологической готовности, обеспечения комплектующих, сертификации, а также подготовки квалифицированных кадров. Комплексный подход, включая возможное субсидирование билетов для отдельных категорий граждан, поможет сделать авиаперевозки доступными для всех регионов страны.
Заключение
Малая авиация играет ключевую роль в экономике России, обеспечивая связь с труднодоступными регионами, развитие Арктики, сельского хозяйства и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Несмотря на текущий кризис, вызванный износом техники, дефицитом комплектующих и нерентабельностью перевозок, государство активно поддерживает отрасль. Планируется выпуск новых моделей самолетов и вертолетов, внедрение цифровых технологий, а также разработка современных двигателей, соответствующих экологическим стандартам.
Господдержка направлена на модернизацию отрасли: увеличение производства техники, восстановление инфраструктуры, строительство аэродромов и привлечение квалифицированных кадров. Реализация этих планов до 2030 года позволит России не только восстановить малую авиацию, но и конкурировать с зарубежными аналогами, используя имеющийся потенциал.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.