Top.Mail.Ru

Сверхзвуковые рейсы возвращаются? Россия запатентовала ключевое решение

kommersant.ru

В России продолжается усовершенствование сверхзвуковых гражданских самолетов. Недавно разработчики из ФГБУ НИЦ Институт имени Н.Е. Жуковского запатентовали для данного вида авиации новый воздухозаборник, отвечающий всем современным требованиям.

Сверхзвуковая авиация

Сверхзвуковые гражданские самолеты — это пассажирские самолеты, способные летать быстрее скорости звука. Самый известный пример — легендарный Concorde, который эксплуатировался с 1976 по 2003 год. Он мог перевозить пассажиров через Атлантику всего за 3,5 часа вместо обычных 7-8 часов. В СССР первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 состоялся в 1968 году.

Однако такие самолёты сталкивались с рядом сложностей:

  • высокий уровень шума;
  • большой расход топлива;
  • экологические ограничения.

Сейчас во многих странах, в том числе и в России, ведутся разработки новых сверхзвуковых самолетов, которые будут тише, экономичнее и экологичнее.

Особенности конструкции и недоработки

rostec.ru

Современные сверхзвуковые самолеты имеют уникальную форму: длинный фюзеляж и воздухозаборники, размещенные над крылом. Это помогает снизить звуковой удар при полете на сверхзвуковой скорости. Однако такая конструкция создаёт проблему: на поверхности самолёта образуется толстый слой воздуха (пограничный слой), который попадает в воздухозаборник. В свою очередь, это может ухудшать работу двигателя.

Ранее запатентованные модели воздухозаборников не учитывали необходимость управления этим пограничным слоем. Нередко это приводило к нестабильной работе двигателя на сверхзвуковых скоростях. Кроме того, в некоторых конструкциях ударные волны, возникающие у входа воздухозаборника, направлялись на фюзеляж, что также могло нарушать работу двигателя.

Новое решение

rostec.ru

Изобретение касается авиационной техники и направлено на улучшение работы двигателей сверхзвуковых самолетов. Они должны соответствовать строгим требованиям по уровню шума и звукового удара (резкого хлопка, который возникает при преодолении звукового барьера).

Цель изобретения разработчиков из ФГБУ НИЦ Институт имени Н.Е. Жуковского — создать воздухозаборник, который обеспечивает стабильную и эффективную работу двигателя сверхзвукового гражданского самолёта.

Новый воздухозаборник, расположенный над крылом, имеет специальную форму и оснащен системой управления пограничным слоем. Его вход выполнен в виде капли, что позволяет лучше адаптироваться к форме самолета. Также в конструкции предусмотрена щель для сброса избыточного давления и окна для отбора воздуха в зонах с пониженным давлением. Как результат, обеспечивается стабильная работа двигателя даже на сверхзвуковых скоростях.

Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во ВконтактеОдноклассникахТелеграме и Дзене.

Последние комментарии