В России продолжается создание легкого самолета ЛМС-901 «Байкал». На данный момент все внимание приковано к импортозамещению его двигателя ВК-800СМ. Остановка проекта не предвидится.
Заменить легенду
Легкий многоцелевой самолет «Байкал» призван заменить Ан-2. «Кукурузник» – легендарная машина, но его устаревшая конструкция уже не соответствует требованиям безопасности, эффективности и экологичности. Более того, значительная часть эксплуатируемых Ан-2 скоро исчерпает свой ресурс.
«Байкал» предназначен для службы в сфере малой и среднемагистральной авиации. Проект, начатый еще в 2010-х годах, прошел непростой путь. Первый полет с импортным двигателем состоялся в январе 2022 года. Однако геополитическая ситуация внесла коррективы, и разработчикам пришлось в кратчайшие сроки создавать собственную силовую установку.
Серьезные требования

С самого начала к моноплану предъявлялось много требований:
- самолет должен изготавливаться из отечественных компонентов;
- возможность быстрой переконфигурации для выполнения различных задач – от перевозки пассажиров и грузов до аэрофотосъемки, патрулирования и т. д.;
- дальность полета – не менее 1500 км;
- работа в экстремальных климатических условиях – от -50°C до +55°C, с возможностью использования грунтовых взлетно-посадочных полос;
- максимальная длина разбега и пробега – 250 м;
- крейсерская скорость – 300 км/ч.
«Байкал» способен перевозить до 9 пассажиров или до 2 тонн груза. Длина – 12,2 м, размах крыла – 16,5 м, высота – 3,7 м. Максимальный взлетный вес – 4,8 тонны.
Приземлится где угодно
Универсальность конструкции подразумевает возможность использования различных типов шасси: колесного, лыжного и поплавкового, что делает его пригодным для эксплуатации в самых разнообразных географических условиях, от заснеженных равнин до водной поверхности.
Отечественный аналог
Двигатель ВК-800СМ, предназначенный для «Байкала», разработан с нуля. Стоит отметить, что ранее в стране не выпускали турбовальный двигатель в данном классе мощности. На данный момент известно, что на 98,5% он состоит из российских компонентов.
Одним из ключевых его преимуществ является способность работать на керосине, что исключает необходимость использования бензина. Кроме того, ВК-800СМ значительно тише, чем двигатель на Ан-2.
А что сейчас

Недавно появились слухи, что проект заморозили, но это неправда. На текущий момент изготовлено 3 опытных образца самолета. В ходе испытаний на них было выполнено 174 тестовых полета. По итогам разработчикам были переданы замечания и рекомендации для доработок.
Сейчас испытания проводятся с использованием импортных двигателей, однако уже созданы два опытных образца отечественного двигателя ВК-800СМ и воздушного винта АВ-901. Серийное производство ВК-800СМ начнется в 2026 году. Затем минимум год сертификации.
Также подписывайтесь на обновления Производства.рф во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме и Дзене.